О том, когда и как составлять CMR-накладную, какие данные вносить в нее обязательно, а отражение каких сведений факультативно, говорится в КДПГ.
КДПГ применяется к любому договору дорожной перевозки грузов, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в договоре, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции. Итак, если вы планируете доставку (перевозку) груза за пределы или из-за пределов Республики Беларусь, то вам следует оформить CMR-накладную.
Форма CMR-накладной КДПГ не установлена, в ней содержится лишь перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в накладной.
На основании данных сведений, предусмотренных КДПГ, Международный союз автомобильного транспорта разработал примерную форму CMR-накладной, рекомендуемую для подтверждения и оформления договоров перевозки грузов. В Республике Беларусь форма и порядок оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» установлены Инструкцией о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11 (далее – Инструкция).
Важно! Форма CMR-накладной, установленная Инструкцией, обязательна к применению при перевозках, начинающихся с территории Республики Беларусь.
Сколько экземпляров CMR-накладной нужно заполнять?
CMR-накладная составляется не менее чем в 3 экземплярах. Все они подписываются отправителем и перевозчиком (ст. 5 КДПГ).
Первый экземпляр накладной – документ отправителя, второй – сопровождает груз и передается получателю, а третий – остается у перевозчика. С грузом может следовать также иное количество экземпляров документа.
Если в транспортное средство помещаются грузы, следующие в адрес нескольких получателей, то CMR-накладные заполняются отдельно для каждого получателя груза.
Если груз, который следует в адрес одного получателя, погружен на несколько транспортных средств (составов транспортных средств), то CMR-накладные оформляются на груз для каждой машины.
Количество страниц CMR-накладной, имеющих подписи и печати (штампы) отправителя, подписи представителя перевозчика (водителя, экспедитора), должно быть достаточным для осуществления перевозки.
Внимание! Таможенным органам при совершении таможенных операций следует передавать не менее 3 страниц CMR-накладной, заверенных отправителем и перевозчиком.
Что необходимо отражать в CMR-накладной?
Несмотря на то что CMR-накладная – документ транспортный, заполнять (составлять) его может как перевозчик, так и грузоотправитель.
Однако инструкции в отношении груза, необходимые для заполнения CMR-накладной, выдает отправитель. Поэтому он и несет ответственность за все издержки перевозчика и убытки, причиненные перевозчику вследствие неточности или недостаточности всех его указаний или инструкций (ст. 7 КДПГ).
CMR-накладная содержит типовые данные. Графы в ней, как правило, подписаны, поэтому необходимо просто следовать определенным правилам оформления документа.
Каждая графа заполняется соответствующей стороной:
– отправитель заполняет гр. 1–15, 21, 22;
– перевозчик (экспедитор) – гр. 16–19, 23, 25–29;
– получатель – гр. 24.
Стороны договора перевозки (грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик) могут вносить в CMR-накладную не предусмотренные Инструкцией сведения, которые они считают наиболее важными и значимыми при выполнении перевозки.
Так, например, нет четкого указания, кто заполняет гр. 20. И это не случайно: в нее стороны могут внести любые данные, которые будут признаны ими необходимыми. Так, при необходимости в гр. 20 могут быть указаны:
– платежи, которые отправитель обязан осуществить;
– сумма, подлежащая оплате при сдаче груза;
– инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
– согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена.
Особую значимость приобретает гр. 20 при выгрузке груза в местах временного хранения товаров для осуществления заявленной таможенной процедуры либо для совершения иных действий. Впервые в белорусском законодательстве регламентированы действия представителя склада временного хранения по оформлению CMR-накладной: он указывает в гр. 20 дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах. Материально ответственное лицо склада временного хранения ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), а также указывает номер и дату складского документа, подтверждающего принятие товара на хранение.
Какие действия производятся при приемке груза к перевозке?
Принимая груз от отправителя, перевозчик обязан проверить (ст. 8 КДПГ):
– соответствие грузовых мест в документах и на борту, а также их разметку и нумерацию;
– внешнее состояние груза и его упаковки.
Когда перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указаний, он должен сделать обоснованные (мотивированные) оговорки в гр. 18 CMR-накладной.
Если перевозчик не сделает оговорку, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной.
Внимание! В КДПГ не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.
Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR-накладной изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах.
Нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, который остался у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR-накладной.
Вместе с тем грузоотправитель вправе потребовать, чтобы перевозчик проверил груз, его вес брутто или количество, выраженное в других единицах измерения, содержимое грузовых мест.
В этом случае перевозчик вправе требовать возмещения расходов, связанных с проверкой.
Важно! Результаты таких проверок следует внести в СMR-накладную.
На заполнение каких граф следует обратить внимание?
Остановимся на особенностях заполнения граф СMR-накладной, которые чаще всего вызывают вопросы.
Графа 3. В ней указывается адрес, где будет произведена разгрузка.
Зачастую адрес нахождения грузополучателя и место, куда должен быть доставлен груз (например, на склад, в филиал или точку реализации – это разные места). До начала поездки уточните, по какому маршруту необходимо совершить доставку: сразу на место разгрузки или же с заездом к грузополучателю.
Графа 5. В ней указывается, какие документы прилагаются к СMR-накладной. В их числе могут быть:
• счет-фактура (invoice);
• отгрузочная спецификация;
• сертификат качества;
• ветеринарный сертификат;
• карантинный сертификат;
• сертификат о происхождении (certificate of origin);
• акт загрузки.
Графа 6. Здесь следует указать подкласс опасных грузов, классифицируемых по Соглашению о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), если данный тип груза перевозится.
Графа 7. Указывается количество мест, занимаемое грузом.
Наиболее распространенным и понятным будет указание занимаемого места в палеттах (поддонах). При контейнерных перевозках количество транспортных мест в CMR-накладной должно соответствовать информации, указанной в коносаменте (морском).
Графа 8. Здесь указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Вид тары может записываться сокращенно.
Графа 9. Указывается наименование груза.
При большом количестве наименований можно указать объединенное название, но обязательно внести в графу пометку «расшифровка в инвойсе» – номер и дата инвойса будут содержаться в гр. 5.
Графа 10. Указывается код товара (не менее 6 знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Графа 11. Указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой).
При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень таких грузов со сведениями о них в соответствии с гр. 6–12 CMR-накладной прилагать к ней. В этом случае в гр. 6–12 CMR-накладной необходимо отразить сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), в которых содержатся необходимые данные о товарах. В соответствующих прилагаемых к CMR-накладной документах должна быть ссылка на эту CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.
Графа 13. Указываются наименование, адрес таможни, где будут совершаться таможенные операции. Здесь же может отражаться объявленная стоимость груза.
Внимание! Если отправитель объявляет стоимость груза, то перевозчик вправе требовать увеличения платы за перевозку.
Графа 17. Данная графа заполняется в случае осуществления перевозки последовательно несколькими перевозчиками.
Графа 18. Заполняется сразу при погрузке (приемке груза от отправителя). В ней указывают информацию о внешнем состоянии груза, упаковки и качестве крепления, если существуют проблемы с состоянием груза. В случае отсутствия пометок в данном пункте считается, что в момент приемки перевозчиком груз находился в надлежащем состоянии.
Пометки вносятся в первый (остается у грузоотправителя) экземпляр и копируются в другие экземпляры СMR-накладной при приемке груза.
Графа 24. Указывается фактическое время прибытия и убытия на разгрузку. Информация вносится в 3-й и 4-й экземпляры CMR-накладной. Не забудьте проставить подписи.
При международной перевозке, начинающейся с территории Республики Беларусь, получатель всегда будет находиться за пределами нашей страны, и нормы белорусского законодательства на него не распространяются. Поэтому приемка груза у получателя осуществляется в соответствии с законодательством его страны, и если законодательством страны получателя не установлено иное, то после доставки груза водитель (экспедитор) не менее 3 страниц CMR-накладной представляет получателю, который на всех страницах заполняет гр. 24 CMR-накладной.
Обнаруженные проблемы при сдаче груза отмечаются во 2, 3 и 4-м экземплярах CMR-накладной. Составляется акт получения (разгрузки), который подписывает комиссия, состоящая из представителя таможни (если это обнаружено на таможне), грузополучателя и перевозчика.