РЕМОНТ ШИН – ЭТО ЗАТРАТЫ НА ПОДДЕРЖАНИЕ В РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Проведение всех видов ремонта основных средств, в т.ч. техобслуживания (ТО) и ухода за транспортными средствами, относится к затратам на поддержание основных средств в рабочем состоянии. Следовательно, затраты на ремонт и восстановление шин – это затраты на поддержание в рабочем состоянии транспортных средств. Перечень работ по ТО |*| шин приведен в техническом кодексе установившейся практики ТКП 299-2011 (02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» (приказ Минтранса Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц; с изменениями от 21.07.2017 № 233-Ц, далее – ТКП 299-2011).
* Информация о техническом обслуживании и ремонте шин
Затраты на ремонт поврежденных шин учитывают в зависимости от того, будет ли отремонтированная шина сразу установлена на транспортное средство или оприходована на склад. Если производится ремонт шины как составляющей основного средства, то стоимость ремонта отражается в составе затрат организации (часть вторая п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26). Если же шины приводятся в состояние, пригодное для использования с последующей передачей восстановленной шины на склад, то такие затраты увеличивают стоимость шины (п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
Для учета автомобильных шин, которые сняты с транспортных средств в связи с непригодностью, но могут быть отремонтированы или восстановлены и переданы на склад, следует предусмотреть субсчета:
• 10-5-3-3 «Автомобильные шины, подлежащие восстановлению»;
• 10-5-3-4 «Автомобильные шины восстановленные».
К субсчету 10-5-3-4 можно открыть аналитические счета «Автомобильные шины восстановленные на складе» и «Автомобильные шины восстановленные в эксплуатации».
ВАРИАНТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ ПО РЕМОНТУ ШИН
Пригодность шин к эксплуатации и их техническое состояние определяет комиссия, назначенная приказом руководителя организации, которая принимает решение о замене шин при достижении нормы эксплуатационного пробега и снятии их с учета.
Рассмотрим варианты отражения на счетах бухгалтерского учета затрат на ремонт шин.
Шины, снятые из-за проколов, порезов и других механических повреждений, если их размеры не превышают установленных норм, подлежат ремонту местных повреждений.
Важно! Прежде чем отдать шины в ремонт, их следует вернуть из эксплуатации на склад и отразить данную операцию в бухгалтерском учете.
А. Шины подлежат ремонту и восстановлению по производственным причинам изготовителя
Завод-изготовитель гарантирует соответствие шин предусмотренным требованиям в пределах гарантийного срока службы при соблюдении наряду с правилами транспортирования и хранения правил их эксплуатации. Гарантии изготовителей шин определяют согласно ТКП 299-2011 (приложения П, С).
Справочно: гарантийный срок службы шины – 5 лет с даты изготовления.
При выходе шин из строя ранее гарантийного срока по производственным причинам комиссия составляет рекламационный акт и направляет его изготовителю шины или шиноремонтной организации вместе с карточкой учета работы данной шины для устранения местных повреждений и ремонта шины (ТКП 299-2011, приложения Л, Т).
Рекламации по качеству проведенного ремонта местных повреждений шин могут быть предъявлены в течение года после ремонта. Шиноремонтная организация при выходе шин из строя ранее гарантийного пробега из-за некачественного ремонта обязана безвозмездно произвести их повторный ремонт или восстановление. При невозможности этого шиноремонтное предприятие доплачивает заявителю стоимость недопробега шины в установленном порядке.
Если преждевременный выход шин из строя произошел по производственным причинам, в бухгалтерском учете замену шин завод-изготовитель отражает следующим образом.
Пример 1. Заводской дефект и замена шины
Комиссия организации по учету и списанию шин установила причину преждевременного выхода шины из строя – заводской дефект. В адрес завода-изготовителя направлена шина и акт рекламации на шину с приложенной копией карточки учета работы шины. Стоимость шины – 135 руб. (в т.ч. НДС – 22,5 руб.). Эксплуатационная норма пробега – 45 000 км, фактический пробег на момент выхода шины из строя – 3 000 км. Завод дефект признал и заменил шину на новую. Ее стоимость составила 175 руб. (в т.ч. НДС – 29,17 руб.).
Записи в бухучете с таком случае представлены в табл. 1.
Б. Шины признаны непригодными для эксплуатации по эксплуатационным причинам
При преждевременном выходе шины из строя комиссия определяет лиц, виновных в нарушении правил эксплуатации шин и их повреждении, для принятия соответствующих мер и взыскания ущерба. Шина направляется в специализированную шиноремонтную организацию (автосервис) с указанием в сопроводительном письме полного заводского номера шины, фактического ее пробега по спидометру и обнаруженных на ней дефектов. При передаче шин для восстановления специализированной сторонней организации стоимость шин отражается на субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». Расходы на восстановление (стоимость выполненных работ, затраты на перевозку к месту выполнения этих работ и обратно) относят на увеличение стоимости шины.
Пример 2. Ремонт шины по эксплуатационным причинам
На складе ООО «Авто» числится одна автомобильная шина, стоимость недопробега которой составляет 50 руб. Правила эксплуатации шины были нарушены, поэтому ремонт шины организация осуществляет за свой счет. Автомобильная шина передана для восстановления организации автосервиса. Стоимость работ по восстановлению составляет 120 руб., в т.ч. НДС – 20 руб.
В учете эти операции отражаются следующими записями (см. табл. 2):
Важно! Если снятые шины учитывали только в количественном выражении в карточках учета их работы, то новая стоимость шин будет сформирована только исходя из расходов на ее восстановление.
Шины можно отремонтировать собственными силами организации в ремонтных цехах (подразделениях). В этом случае затраты на ремонт учитывают на счете 23 «Вспомогательные производства» и после окончания работ списывают с кредита счета 23 в дебет счетов производственных затрат в зависимости от сферы деятельности, в которой используется автомобиль. При текущем ремонте шин затраты сразу можно относить на счета учета затрат на производство (п. 26 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
Если шины |*| не прошли эксплуатационную норму пробега и вышли из строя и при этом комиссия установила вину водителя, то в бухгалтерском учете на стоимость недопробега шин будет составлена корреспонденция счетов:
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» – К-т 20, 23 и др. – с последующим отнесением на виновное лицо (водителя):
Д-т 73-2 – К-т 94.
Возмещение недостач и потерь имущества будет производиться в соответствии с решением руководителя организации.
* Информация о бухгалтерском учете шин
В. Шины прошли эксплуатационную норму пробега и признаны непригодными для восстановления
Шины, непригодные для эксплуатации, могут быть:
– использованы самим предприятием для собственных нужд, отличных от прямого назначения;
– сданы в переработку в качестве вторсырья;
– сданы специализированному предприятию на утилизацию.
Если изношенные шины предприятие будет использовать либо передавать в переработку в качестве вторсырья, то перед использованием (передачей) они приходуются на склад как возвратные отходы по стоимости возможного использования.
Если шина списывается из эксплуатации, когда ее фактический пробег достиг установленных норм, то карточку учета работы автомобильной шины закрывают. Одновременно она служит актом списания шин.
Если же шину нельзя эксплуатировать из-за выявленных эксплуатационных либо производственных дефектов и она не подлежит ремонту, то к карточке дополнительно оформляют акт списания шин.
Полностью изношенные шины, непригодные к использованию и подлежащие сдаче в утиль, учитывают в качестве отходов производства на субсчете 10-6 «Прочие материалы». Решение об утилизации шин принимает комиссия.
Специализированной организации шины передаются на основании заключенного договора на утилизацию шин. Такая передача отражается как реализация материалов. Перевозка отходов производства оформляется сопроводительным паспортом, в котором указываются:
– кто передает, перевозит и получает отходы;
– код отходов;
– класс опасности;
– количество в натуральных измерителях (т);
– подписи собственника отходов, перевозчика и получателя.
К сопроводительному паспорту прилагается накладная формы ТТН-1. Организация, принимающая изношенные шины для дальнейшей их утилизации, составляет приемо-сдаточный акт, который является основанием для расчетов.
В учете эти операции отражаются записями (см. табл. 3):
Списание шин, которые учитывались в составе автомобиля и испорчены в ДТП, относится к чрезвычайным расходам, которые учитываются в составе расходов по прочей текущей деятельности на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Суммы возмещения, полученные от страховой компании или виновника ДТП, учитываются в составе прочих доходов по текущей деятельности. В этом случае списание шин отражается только в карточках учета их работы без бухгалтерских записей на счетах.
Не полностью изношенные шины могут быть реализованы. Их учетную стоимость списывают в дебет счета 90 и включают в состав расходов по прочей текущей деятельности. Доходы от реализации шин отражают в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 в составе доходов по прочей текущей деятельности.