Установлены правила внесения исправлений в первичные документы
Постановление № 58 устанавливает порядок внесения исправлений в первичные учетные документы. Несмотря на требование п. 8 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон), согласно которому порядок внесения исправлений в первичные учетные документы (за исключением первичных учетных документов, формы которых утверждаются Нацбанком Республики Беларусь) определяется Минфином, ранее такой порядок установлен не был. Многие годы действовал только порядок внесения исправлений в оформленные бланки с определенной степенью защиты, который установлен п. 4 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196. Так, ошибочные записи исправляются методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее. Исправление ошибочных записей осуществляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм, текста и надписи над зачеркнутым исправленных текста и суммы таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Одновременно лицо, осуществившее исправление, делает оговорку «Исправлено» с указанием даты, основания поправки, своих фамилии и инициалов.
За отсутствием иного данный порядок рекомендовалось использовать ранее не только при внесении исправлений при оформлении бланков с определенной степенью защиты, но и иных первичных учетных документов.
Вступающий в силу с 1 января 2019 г. порядок внесения исправлений в первичные учетные документы |*| предусматривает следующее. В первичном учетном документе (за исключением первичных учетных документов, формы которых утверждаются Нацбанком, а также которыми оформляются прием и выдача наличных денежных средств), составленном на бумажном носителе, исправление вносится во все его экземпляры путем зачеркивания тонкой чертой неправильной записи и надписи над зачеркнутым правильной записи так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, с указанием слова «Исправлено», даты исправления, должности (должностей), фамилии (фамилий), инициалов и подписи (подписей) лица (лиц), внесшего (внесших) исправление, если иное не установлено законодательством.
* Информация о правильном оформлении документов при торговле через интернет-магазин
Как видим, новый порядок во многом идентичен ранее действовавшему, однако дополнительно предусматривает обязательное указание при внесении исправлений должности и подписи лица, внесшего исправление.
В таком же порядке предусматривается с 1 января 2019 г. внесение исправлений и в регистры бухгалтерского учета. Исключение составляют ошибки, которые по-прежнему будут исправляться в порядке, изложенном в пп. 10–12 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Минфина Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80.
Справочно: регистр бухгалтерского учета – документ, в котором производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях (ст. 1 Закона). Требования к регистрам бухгалтерского учета изложены в ст. 11 Закона.
В какой валюте составлять документ на выполнение работ, услуг?
Уточнено, в какой валюте с 1 января 2019 г. необходимо будет указывать стоимостные показатели в первичных учетных документах, которые являются основанием для отражения в учете стоимости выполненных работ (оказанных услуг).
Напомним, что порядок выбора валюты для указания стоимостных показателей в накладных ТТН-1 и ТН-2 был определен с 1 октября 2017 г. изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минфина Республики Беларусь от 23.08.2017 № 26 в Инструкцию о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденную постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 (далее – Инструкция № 58). Порядок выбора валюты, в которой оформляется первичный учетный документ по работам (услугам), соответствует порядку, установленному ранее для оформления накладных, и заключается в следующем (см. таблицу):
Аналогичным образом определяют валюту стоимостных показателей в первичном учетном документе, который служит основанием для отражения в бухгалтерском учете платы за временное владение и пользование или временное пользование имуществом по договору аренды (временное владение и пользование имуществом по договору финансовой аренды (лизинга)).
Когда еще первичный документ можно составить единолично
Перечень случаев, когда первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично, дополнен следующими ситуациями*:
__________________________
* Дополнения внесены в постановление Минфина Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 58».
1) оказание услуги по организации строительства заказчиком, застройщиком, определенными в соответствии с п. 1 ст. 55 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»;
2) поступление товарно-материальных ценностей из-за пределов Республики Беларусь.
Заметим, что одновременно из Инструкции № 58 исключены нормы о том, что товары, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, принимаются к учету на основании документов, выписанных грузоотправителем. Теперь для отражения в бухгалтерском учете поступивших из-за пределов Беларуси товарно-материальных ценностей организации необходимо будет оформить внутренний первичный учетный документ (бухгалтерскую справку и т.п.) в соответствии с требованиями, предъявляемыми ст. 10 Закона;
3) оказание услуги, результаты которой заказчик может использовать по мере ее осуществления в течение срока действия договора, заключенного исполнителем и заказчиком в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичного учетного документа, подтверждающего оказание данной услуги, единолично. При этом стоимость такой услуги, приходящаяся на период ее оказания в календарном месяце, может быть достоверно определена.
Это правило будет актуально, в частности, в связи со вступлением с 1 января 2019 г. в силу постановления Минфина Республики Беларусь от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» |*|. Оно в ряде случаев предусматривает, что заказчик и исполнитель должны будут отражать в составе доходов и расходов стоимость услуг ежемесячно, несмотря на то что в договоре указана общая стоимость таких услуг за период, превышающий месяц. Сторонам необходимо будет разделить общую стоимость услуг на суммы, приходящиеся к каждому месяцу их оказания. Это может быть оформлено первичным учетным документом, составленным сторонами единолично, на основании которого каждая из сторон отразит соответствующую сумму в бухгалтерском учете ежемесячно в составе доходов и расходов соответственно.
Когда еще будет оформляться накладная ТН-2?
В Инструкцию № 58 внесено дополнение: накладная ТН-2 оформляется и в случае передачи товаров другой организации без их перемещения.
Фактически это правило применялось и ранее, если товары передавались от одной организации другой без перемещения любым видом транспорта.
В каких случаях накладные ТТН-1 или ТН-2 можно будет не оформлять
Установлено, что накладные ТТН-1 или ТН-2 могут не оформляться не только при реализации товаров физическим лицам через розничные торговые объекты, но и по любым договорам розничной купли-продажи.
Кроме того, накладные можно будет не оформлять при купле-продаже товаров через автозаправочные станции, а также при переходе товаров без их перемещения в случае реорганизации организаций. Это соответствует сложившейся в настоящее время практике и вводит ее в область нормативного регулирования.
Исправление стоимостных показателей в накладных после отпуска товара
Установлен порядок внесения исправлений в стоимостные показатели накладных ТТН-1 |*| и ТН-2 после отпуска товара грузоотправителем и принятия его к бухгалтерскому учету грузополучателем.
* Информация об использовании «старых» ТТН-1
С 1 января 2019 г. такие правки можно будет осуществлять в следующем порядке: исправление стоимостных показателей в разд. I «Товарный раздел» 1-го и 2-го экземпляров накладных ТТН-1 или ТН-2 может быть оформлено корректировочным актом, содержащим сведения, установленные законодательством для первичных учетных документов, не менее чем в 2 экземплярах. Акт прилагается грузоотправителем и грузополучателем к корректируемой накладной ТТН-1 или накладной ТН-2 с указанием в ней слов «Исправления стоимостных показателей оформлены корректировочным актом (прилагается)». При этом организация может вносить исправления и «классическим» способом, о котором говорилось в начале настоящей статьи.