День оказания непрерывных услуг
Организация оказывает консультационные услуги на непрерывной основе. Акт об оказании услуг за август составлен 03.09.2018.
До какой даты должен быть подписан акт, чтобы оборот по реализации услуг отразить в налоговой декларации по НДС за август?
Не позднее 20.09.2018г.
Днем выполнения работ (оказания услуг), реализация которых осуществляется на постоянной (непрерывной) основе, признается последний день месяца выполнения таких работ (оказания таких услуг), если в документах (приемо-сдаточных актах и других аналогичных документах), оформленных до 20-го числа (включительно) месяца, следующего за месяцем выполнения таких работ (оказания таких услуг), содержится указание на месяц, в котором выполнены работы (оказаны услуги).
При этом работами (услугами), реализация которых осуществляется на постоянной (непрерывной) основе, признаются работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основе долгосрочного договора (контракта), заключаемого на срок более 3 месяцев, при условии, что заказчик работ (услуг) может использовать их результаты в своей деятельности в том месяце, в котором выполнены работы (оказаны услуги) (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса (далее – НК)).
Поскольку услуги оказаны в августе, то 20-е число следующего месяца – это 20.09.2018. Если заказчик подписал акт не позднее 20.09.2018, днем оказания услуг является 31.08.2018 и оборот по реализации услуг отражается в налоговой декларации по НДС за январь – август |*|.
Реализация овощей на ярмарках на территории ЕАЭС
Организация продала картофель на осенней ярмарке в Брянске физическим лицам.
Можно ли исчислить НДС по ставке 10 %?
Нельзя. Оборот не облагается НДС с отнесением вычетов на затраты. Можно применить ставку НДС 20 %.
Объектом обложения НДС не признаются обороты по реализации товаров за пределами территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 93 НК).
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если товар находится на территории республики и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем) и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (ст. 32 НК).
Налоговое администрирование операций по реализации товаров за наличный расчет населению на выставках-ярмарках на территории государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) производится в порядке, установленном как для операций по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (см. письмо МНС Республики Беларусь от 29.05.2012 № 2-1-10/1117 «О налогообложении товаров, реализованных населению на выставках-ярмарках в Российской Федерации» и положения НК).
При этом в случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров при производстве и (или) реализации товаров, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм НДС (за исключением сумм налога, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов) в затраты плательщика по производству и реализации товаров, учитываемые при налогообложении, осуществляется нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (п. 3 ст. 106 НК).
Положения п. 3 ст. 106 НК применяются также в отношении оборотов по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Беларуси, включая обороты по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов ЕАЭС.
Следовательно, оборот по реализации картофеля на ярмарке в Брянске физическим лицам не признается объектом обложения НДС, отражается в стр. 9 налоговой декларации по НДС, а налоговые вычеты, приходящиеся к этому обороту, кроме вычетов по основным средствам и нематериальным активам, относятся на затраты плательщика.
Однако НК предоставляет право исчислить НДС по такому обороту, но только по ставке 20 %.
Так, плательщик вправе применить ставку НДС в размере 20 % по операциям, местом реализации которых не признается территория Беларуси (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов ЕАЭС) (часть вторая п. 10 ст. 102 НК).
При этом вычет сумм «входного» НДС будет осуществляться в общеустановленном порядке (без отнесения на затраты).
Справочно: форма декларации по НДС определена постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы» и содержится в приложении 1 к нему.
Налоги сверх арендной платы
Арендатор возмещает арендодателю сверх арендной платы суммы налога на недвижимость и земельного налога, приходящиеся на сданные в аренду помещения.
Нужно ли арендодателю включить данные суммы в ЭСЧФ?
Нужно отразить это возмещение в дополнительном ЭСЧФ и направить его на Портал.
Возмещение налогов сверх арендной платы есть ничто иное, как сумма, увеличивающая налоговую базу по НДС.
Так, налоговая база по НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 18.1 п. 18 ст. 98 НК).
Дополнительный ЭСЧФ выставляется (направляется) в случаях увеличения налоговой базы НДС на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), в соответствии с положениями п. 18 ст. 98 НК (п. 11 ст. 106-1 НК).
Плательщик данный дополнительный ЭСЧФ направляет только на Портал без его выставления покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав. В таком случае ссылка на номер ранее выставленного ЭСЧФ может не производиться.
Таким образом, возмещение налогов облагается у арендодателя НДС, отражается в дополнительном ЭСЧФ |*|, который направляется на Портал без выставления арендатору.
* Информация о правилах и особенностях заполнения ЭСЧФ
Вычет НДС при покупке огнетушителя на АЗС
Для нужд организации на АЗС подотчетное лицо (водитель) приобрело за наличный расчет автомобильный огнетушитель.
Какие документы нужны для вычета НДС по огнетушителю?
Кассовый чек и ЭСЧФ.
Налоговые вычеты по товарам, приобретенным по розничным ценам с использованием кассового оборудования, производятся на основании двух документов:
– платежных документов, формируемых кассовым оборудованием, если в таких документах ставка и сумма НДС указаны в качестве реквизита платежного документа либо выделены плательщиком, реализующим товары по розничным ценам, по требованию покупателя с заверением печатью (штампом) продавца и подписью руководителя или главного бухгалтера организации-продавца (лица, им уполномоченного) либо индивидуального предпринимателя – продавца (лица, им уполномоченного);
– ЭСЧФ, полученных в установленном порядке от продавцов, при условии их подписания плательщиком (покупателем) в установленном порядке электронной цифровой подписью (п. 5-1 ст. 107 НК).
Одновременно согласно п. 1 постановления Минфина Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 58» (вступил в силу 13 июня 2018 г.) первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случаях купли-продажи товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг через автозаправочные станции.
Следовательно, несмотря на то что покупатель вправе составить первичный учетный документ в единоличном порядке для отражения хозяйственной операции по приобретению огнетушителя в бухгалтерском учете, для вычета НДС по огнетушителю, кроме ЭСЧФ, необходим платежный документ, оформленный в изложенном выше порядке.
Справочно: с 1 января 2019 г. вступает в силу постановление Минфина Республики Беларусь от 10.08.2018 № 58 (далее – постановление № 58), которое меняет порядок оформления и исправления первичных учетных документов.
Постановлением № 58:
– устанавливаются правила внесения исправлений в первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета;
– вносятся изменения и дополнения в порядок оформления первичных учетных документов по договорам, в которых цена работы (услуги) установлена в иностранной валюте или если исходя из иностранной валюты определяется подлежащая оплате сумма в белорусских рублях;
– изменяется и дополняется порядок единоличного составления первичных учетных документов.
Кроме того, постановлением № 58 скорректирована Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58.
Окончание см.: «ГБ», 2018, № 42, с. 10.