С 1 октября 2018 г. в организацию принят новый работник. 15 октября 2018 г. на него поступили 3 исполнительных документа по уплате кредитов. 29 октября 2018 г. на этого сотрудника поступил исполнительный документ на удержание из заработка 20 % – за причинение физического вреда здоровью гражданина в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) и 10 % – по уплате принудительного сбора.
Каков порядок удержаний по поступившим исполнительным документам?
Согласно установленной очередности удовлетворения требований.
При поступлении исполнительных документов |*| в бухгалтерию организации их следует зарегистрировать в отдельном журнале с указанием реквизитов исполнительного документа: наименование органа, выдавшего документ; номер документа; дата выдачи; сумма задолженности; наименования сторон; банковские реквизиты; наличие подписи (печати).
* Дополнительную информацию о реестре задолженностей по исполнительным документам см.
Справочно: очередность удовлетворения требований взыскателей установлена ст. 122 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З). Требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом очереди и порядка погашения задолженности, даты возбуждения исполнительных производств. По исполнительным производствам, возбужденным в отношении одного и того же должника в один день, требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом номера исполнительного производства.
Удержания по исполнительному документу в части исполнения обязательств перед банками по кредитам относятся к третьей очереди, а удержания сумм в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, – к первой очереди исполнения.
Поэтому бухгалтерии необходимо производить удержания из сумм заработной платы работника-должника вначале по исполнительному документу в части причиненного в результате ДТП вреда здоровью и суммы принудительного сбора.
Требования каждой последующей очереди следует удовлетворять после полного погашения требований предыдущей очереди. То есть по кредитам удержания будут производиться при условии, что:
– максимальный размер всех удержаний, установленный ст. 107 Закона № 439-З, не более 50 % от суммы заработка, причитающейся к выплате с учетом иных ограничений, установленных ст. 109 данного Закона;
– требования по исполнительным документам по погашению кредитов удовлетворяются исходя из даты возбуждения исполнительных производств.
По заявлению работника из его зарплаты в организации производят удержания по погашению потребительского кредита.
В октябре 2018 г. в организацию поступило предписание о взыскании административного штрафа с данного работника в сумме 10 базовых величин (БВ).
Следует ли изменить очередность удержаний из заработка работника?
Да, следует. В первоочередном порядке взыскивается административный штраф.
За октябрь 2018 г. удержания из заработка работника следует изначально произвести по исполнительному документу в части административного штрафа, а затем производить удержания по заявлению работника по погашению потребительского кредита с учетом ограничений общей суммы удержаний.
Обоснуем данный вывод.
Требования по исполнительным документам о взыскании сумм в республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов (налоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, неналоговые доходы, платежи по возврату бюджетных ссуд и бюджетных займов, возмещение платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь по внешним займам и кредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь, возмещение платежей, произведенных из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь) удовлетворяют во вторую очередь (ст. 122 Закона № 439-З).
В третью очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании денежных средств в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентам по ним.
В четвертую очередь исполняются требования по взысканию иных платежей.
Суммы административного штрафа относятся ко второй очереди, а погашение кредита – к четвертой.
Работник-должник представил в бухгалтерию организации копию исполнительного листа о взыскании алиментов |*| и написал заявление об удержании из заработной платы указанных сумм.
Должен ли бухгалтер информировать судебного исполнителя о принятом к исполнению исполнительном документе?
Да, должен.
Исполнительный документ об удержании по исполнительному листу направляет судебный исполнитель. В нем делается отметка о его направлении нанимателю с указанием даты направления.
В предписании судебный исполнитель предлагает ежемесячно производить удержания согласно исполнительному документу, а удержанные суммы перечислять взыскателю или на счет органа принудительного исполнения за счет должника. В предписании судебного исполнителя также должны быть указаны размер и периодичность удержания, размер задолженности (при наличии) (п. 82 Инструкции № 67).
Наниматель может производить удержания на основании заявления взыскателя, должника, судебного исполнителя (пп. 84, 90–91 Инструкции № 67).
Не позднее следующего дня с момента получения исполнительного документа наниматель должен уведомить судебного исполнителя.
При увольнении должника-гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, с работы или в случае, когда отпали основания для выплаты ему доходов, приравненных к заработной плате, наниматель в 3-дневный срок обязан возвратить исполнительный документ взыскателю с отметкой, скрепленной подписью нанимателя, о произведенных удержаниях с указанием удержанной суммы, остатка задолженности, а также проинформировать об этом судебного исполнителя, направившего исполнительный документ (п. 91 Инструкции № 67).
В организации производят удержания алиментов по заявлению работника с июля 2018 г. В октябре 2018 г. поступили документы от судебного исполнителя по взысканию с должника алиментов.
Кто обязан сообщать об уже произведенных удержаниях судебному исполнителю – наниматель или должник?
Наниматель.
Судебный исполнитель осуществляет систематический контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника-гражданина (п. 90 Инструкции № 67).
Этот контроль заключается в возложении на нанимателя обязанности не реже одного раза в квартал представлять судебному исполнителю информацию о произведенных удержаниях и сроках перечисления денежных средств.
Судебный исполнитель не реже одного раза в полугодие обязан анализировать получаемую информацию о произведенных удержаниях и при необходимости инициировать проведение проверки правильности и своевременности удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов.
Наниматель обязан представить судебному исполнителю все необходимые сведения, материалы для проведения проверки правильности и своевременности удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника-гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя. О результатах проверки судебный исполнитель составляет акт проверки бухгалтерии с выводами и предложениями. Наниматель в установленный судебным исполнителем срок, но не более 10 дней обязан принять соответствующие меры по устранению имеющихся нарушений и недостатков и в письменной форме проинформировать судебного исполнителя. В случае неустранения нарушений, допущенных при производстве удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов или пересылке удержанных сумм взыскателю, судебный исполнитель принимает меры по привлечению виновных должностных лиц нанимателя к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Справочно: неустранение должностным лицом нанимателя или индивидуальным предпринимателем нарушений, допущенных при производстве удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника или при пересылке удержанных сумм взыскателю в установленный судебным исполнителем срок, влечет наложение штрафа в размере до 10 БВ (п. 3 ст. 24.9 КоАП).
Неисполнение банком или небанковской кредитно-финансовой организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, требований о взыскании денежных средств с должника в случае предъявления им исполнительного документа при наличии денежных средств на счете должника влечет наложение штрафа в размере до 50 БВ, а на юридическое лицо – до 500 БВ (п. 4 ст. 24.9 КоАП).
Продолжение см.: «ГБ», 2018, № 46, с. 10.