Налог на доходы иностранных организаций
Разъяснение МНС о том, что доход, выплачиваемый нерезиденту за аренду, лизинг любого вида оборудования, транспортных средств, является роялти, получило статус закона
В национальном налоговом законодательстве отсутствует определение термина «коммерческое оборудование», применяемого в международных договорах об избежании двойного налогообложения. В целях исключения вопросов по применению таких договоров Закон № 159-З внес в определение термина «роялти» |*| уточнение. Оно разъясняет, что к доходам в виде роялти относится, в частности, вознаграждение за использование имущества, к которому для целей обложения налогом на доходы относится в т.ч. любого вида оборудование, включая транспортные средства, на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом (подп. 1.3 п. 1 ст. 189 НК-2019 [2]).
* Как определить подлинного владельца роялти для исчисления налога на доходы,
От редакции:
Данная новация в корне меняет условия для организаций, заключивших ранее внешнеэкономические контракты, предусматривающие, например, лизинг транспортных средств, и суммы подлежащих уплате налогов.
Редакция поднимала данную проблему в журнале «ГБ», 2018, № 21, в рубрике «Вопрос недели» и обращала внимание читателей на то, что большинство существующих международных 2-сторонних соглашений в отношении доходов, выплачиваемых нерезидентам за аренду транспортных средств (по договорам лизинга), на протяжении уже многих лет являются неизменными и разделяют понятия «роялти» и «доходы, полученные от аренды транспортных средств».
Лишь отдельные соглашения включают в определение «роялти» доход от использования или предоставления права пользования транспортными средствами.
По мнению бизнес-среды, при отсутствии в соглашении об устранении двойного налогообложения с какой-либо страной отдельных положений, регулирующих (определяющих) порядок налогообложения доходов от аренды (лизинга) транспортных средств, неправильно в одностороннем порядке менять принцип применения данного соглашения и относить этот вид дохода к роялти без проведения 2-сторонних консультаций с компетентным органом страны-партнера. Тем более что все соглашения содержат статьи, предусматривающие процедуру взаимного соглашения.
Кроме того, для устранения возможных неясностей Закон № 159-З уточнил понятие «доход от отчуждения ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций)» путем исключения из него доходов от отчуждения таких ценных бумаг по сделкам, совершаемым на фондовых биржах, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не входящих в перечень оффшорных зон, утвержденный Президентом Республики Беларусь (подп. 1.11.3 ст. 189 НК-2019).
Справочно: перечень оффшорных зон – государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и представление информации о финансовых операциях, утвержден Указом № 353 [3].
Налоговые преференции претерпели изменения
В целях дальнейшего сохранения стимулирующего влияния налоговых преференций на развитие рынка ценных бумаг, обеспечения единообразного порядка их применения в отношении облигаций, а также упрощения расчета налоговыми агентами суммы льгот по налогу на доходы Закон № 159-З в подп. 1.1 п. 1 ст. 192 НК-2019 предусмотрел применение налоговой ставки налога на доходы в размере 0 %:
– по некоторым доходам от долговых обязательств, а также по доходам от отчуждения и погашения определенных видов облигаций.
Данная новация позволит устранить множественность и разрозненность положений актов законодательства, которые устанавливают в отношении облигаций налоговые преференции по налогу на доходы (указы Президента Республики Беларусь от 20.07.2018 № 286 «О налогообложении отдельных доходов»; от 03.03.2016 № 85 «О налогообложении отдельных доходов»; от 29.06.2015 № 279 «О налогообложении отдельных доходов»; от 25.02.2011 № 75 «О внешних займах органов местного управления и самоуправления»);
– в отношении доходов иностранных организаций от выполнения работ (оказания услуг), связанных с эмиссией, размещением, обращением, погашением облигаций и учетом прав на них не только в отношении государственных долгосрочных облигаций Республики Беларусь, являющихся государственными долговыми обязательствами, формирующими внешний государственный долг, местных исполнительных и распорядительных органов, но и в отношении облигаций белорусских организаций в целях упрощения и обеспечения равных условий доступа к таким работам (услугам) |*|.
Налоговая база, налоговый период и дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы: что поменялось?
В отношении налоговой базы налога на доходы:
– конкретизирован порядок пересчета в белорусские рубли сумм затрат иностранных организаций, учитываемых при исчислении налога на доходы при отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь; погашении ценных бумаг (кроме акций) на территории Республики Беларусь;
– исключен НДС, исчисленный доверительным управляющим, из налоговой базы налога на доходы от находящегося на территории Республики Беларусь недвижимого имущества иностранной организации, переданного в доверительное управление.
Конкретизирована дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы в виде санкций за нарушения условий договоров.
Налоговым агентам предоставлено право выбора даты возникновения обязательств по уплате налога на доходы от долговых обязательств по облигациям по дате их начисления либо по дате их выплаты.
В качестве налогового периода налога на доходы определен календарный квартал (ранее – календарный месяц) (п. 1 ст. 193 НК-2019). Эта новация позволит уменьшить количество представляемых налоговыми агентами налоговых деклараций, в т.ч. в связи с внесением в них изменений и дополнений при получении налоговыми агентами подтверждений постоянного местонахождения иностранных организаций после перечисления налога на доходы в бюджет.
С целью предотвращения возвратов налога на доходы в виде процентов по кредитам, займам в ситуациях, когда в связи с переменой лиц в обязательстве право на проценты, в отношении которых ранее был уплачен налог на доходы, переходит к другой организации, предусмотрена неизменность обязательств по налогу на доходы иностранной организации – первоначального кредитора (п. 8 ст. 193 НК-2019) |*|*|.
** Порядок определения объектов обложения налогом на доходы и возникающие при этом особенности
Изменились некоторые условия применения положений международных договоров
Закон № 159-З уточнил положения НК-2019 о порядке применения подтверждений постоянного местонахождения иностранных организаций для целей международных договоров об избежании двойного налогообложения с учетом возникавших на практике ситуаций.
В частности, в ст. 194 НК-2019 закреплена обоснованность применения положений международных договоров, в т.ч. если такое подтверждение представлено до установленного законодательством срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы. Это позволит налоговым агентам уменьшить количество уточненных налоговых деклараций (расчетов) по налогу на доходы.
Предусмотрено распространение на доходы иностранных организаций от долговых обязательств и в виде роялти алгоритма действий налогового агента по дивидендам при уточнении статуса фактического владельца дохода для целей применения налоговых преференций, предусмотренных международными договорами.
Кроме того, уточнены условия применения таких преференций в ситуации, при которой получатель дохода представил сведения о другой иностранной организации – фактическом владельце дохода.
Налог на недвижимость
Объекты налогообложения и льготы
Закон № 159-З исключил из объектов обложения налогом на недвижимость:
1) здания, сооружения, передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства.
Справочно: потери бюджета от введенной новации составляют незначительную сумму – около 29 млн. руб. В то же время она позволит многим организациям завершить строительство своих объектов. Ведь до 1 января 2019 г. около 2/3 плательщиков фактически не укладывалось в установленные сроки строительства по различным причинам (вопросы кредитования, вина подрядчиков и т.п.). Как следствие – значительные налоговые штрафы, которые приводили к банкротству плательщика;
2) мобильные здания (в т.ч. здания сборно-разборные и передвижные) (подп. 2.2 п. 2 ст. 227 НК-2019).
Справочно: данная новация связана с изменениями, внесенными в 2017 г. в постановление № 161 [4]. Так, позиция «Здания сборно-разборные и передвижные» была заменена на позицию «Здания мобильные (в т.ч. здания сборноразборные и передвижные)».
Помимо вышеизложенного Закон № 159-З:
– отменил ограничение на применение в течение года льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых превышены сроки строительства, установленные проектной документацией (см. таблицу).
– установил, что при предоставлении в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование объектов жилищного фонда право на применение плательщиками льготы по налогу на недвижимость |*| не утрачивается (п. 2 ст. 228 НК-2019).
Изменения в порядке применения повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость
С 1 января 2019 г.:
1) отменено право областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать до 10 раз включительно ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям, поскольку практика показала, что налогообложение не является эффективным инструментом вовлечения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот;
2) ограничено с 2020 г. право местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость не более чем в 2 раза (в 2019 г. – не более чем в 2,5 раза) (п. 2 ст. 230 НК-2019);
3) определено, что решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость также не распространяются:
– на унитарные предприятия общественных объединений инвалидов и учреждения общественных объединений инвалидов;
– организации, находящиеся в процессе ликвидации, признанные в соответствии с национальным законодательством экономически несостоятельными (банкротами) |*|*|;
** Вопрос о том, является ли забор объектом обложения налогом на недвижимость
– капитальные строения (здания, сооружения), их части, в отношении которых применяются ставки, установленные абз. 4–7 подп. 1.1 п. 1 ст. 230 НК-2019 (п. 3 ст. 230 НК-2019).
Важно! В рамках повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь в отношении возведенных после 1 января 2019 г. капитальных строений (зданий, сооружений) для плательщиков-организаций НК-2019 предусмотрено установление пониженных ставок налога на недвижимость на 4 года начиная со второго года после их приемки в эксплуатацию с плавным увеличением ставки к четвертому году (второй год – 0,2, третий – 0,4, четвертый – 0,6, пятый – 0,8) (абз. 3–7 подп. 1.1 п. 1 ст. 230 НК-2019).