Урегулирован порядок информирования организаций при неуплате таможенных и иных платежей
ТК ЕАЭС возлагает на лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, ряд обязанностей. Одна из них – уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее – таможенные и иные платежи).
Обязанность по уплате таможенных и иных платежей исполняется:
Если обязанность по уплате таможенных и иных платежей |*| исполнена не будет, таможенный орган направит плательщику, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком солидарную (субсидиарную) обязанность по уплате таможенных и иных платежей, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных и иных платежей (п. 3 ст. 55 и п. 3 ст. 73 ТК ЕАЭС).
* Административную ответственность в сфере уплаты таможенных платежей
Пунктом 4 приложения 1 к Указу № 490 установлено, что уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных и иных платежей (далее – уведомление) направляется (вручается) плательщику, иному обязанному лицу в форме решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки.
Справочно: Указ № 490 разрешил перемещение технологического оборудования, сырья и материалов, ввозимых для реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетным видам деятельности, без предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей с последующей подачей декларации.
Уведомление представляет собой извещение плательщика и лица, несущего с плательщиком солидарную (субсидиарную) обязанность, о суммах таможенных и иных платежей, процентов, пеней, не уплаченных в срок, установленный ТК ЕАЭС и законодательством о таможенном регулировании в Республике Беларусь.
В уведомлении таможенный орган указывает срок, до истечения которого обязанность по уплате таможенных и иных платежей должна быть исполнена. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей в срок, указанный в уведомлении, таможенный орган принимает меры по взысканию не-уплаченных платежей в соответствии с гл. 11 ТК ЕАЭС.
ТК ЕАЭС определено следующее:
– принятие мер по принудительному взысканию таможенных и иных платежей является одной из функций таможенных органов (п. 2 ст. 351) |*|*|;
** Вопрос о возврате излишне уплаченной суммы ввозной таможенной пошлины
– специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взыскиваются в том же порядке, что и таможенные пошлины, налоги (п. 2 ст. 77).
С учетом вышеизложенного в п. 4 приложения 1 к Указу № 490 включена норма, согласно которой специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взыскиваются с учетом особенностей, установленных законодательством о таможенном регулировании для взыскания таможенных платежей, процентов, пеней.
Справочно: Указ № 490 дает право магазинам беспошлинной торговли реализовывать товары в Национальном аэропорту Минск при въезде в Республику Беларусь, а также организовывать торговлю на бортах воздушных судов белорусских авиационных компаний, осуществляющих международные перевозки пассажиров.
Таким образом, положения Закона [4], касающиеся особенностей взыскания таможенных платежей, будут применяться при взыскании специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Отметим, что меры по взысканию таможенных платежей применяются по истечении 10 рабочих дней со дня получения плательщиком решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки. Если решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки не получено плательщиком по не зависящим от таможенного органа причинам, меры по взысканию указанных таможенных платежей применяются по истечении 2 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган информации о неполучении плательщиком решения (п. 3 ст. 119 Закона).
! Таможенные и иные платежи с таможенного представителя взыскиваются в случае неисполнения плательщиком решения таможенного органа о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей с плательщика за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, в течение 1 месяца со дня получения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией такого решения (п. 5 ст. 119 Закона).
Меры по взысканию таможенных и иных платежей
По общему правилу таможенные и иные платежи взыскиваются таможенным органом за счет денежных средств и (или) иного имущества плательщика, в т.ч. за счет сумм таможенных и иных платежей, подлежащих возврату, и (или) сумм авансовых платежей.
Помимо этого взыскание может быть:
– произведено за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора (п. 2 ст. 68 ТК ЕАЭС);
– обращено на товары, в отношении которых таможенные и иные платежи не уплачены.
Обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные и иные платежи не уплачены, прекращает обязанность по уплате указанных платежей в отношении таких товаров (п. 3 ст. 68 и п. 3 ст. 77 ТК ЕАЭС).
Справочно: иностранные товары, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных и иных платежей, приобретают статус товаров ЕАЭС со дня осуществления реализации, передачи для иного использования, безвозмездной передачи таких иностранных товаров (п. 3 приложения 1 к Указу № 490).
Теперь специальная норма относительно обращения взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, и перечисления денежных средств, полученных от реализации таких товаров, содержится и в п. 10 приложения 1 к Указу № 490.
Данной нормой определено, что допускается обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, в случае, если за счет этих товаров взыскиваются неуплаченные таможенные и иные платежи, в т.ч. если указанные платежи не уплачены в отношении этих товаров, а также в иных случаях, установленных законодательными актами. Денежные средства, полученные от реализации товаров, находящихся под таможенным контролем, в первую очередь направляются на погашение исчисленных таможенными органами таможенных и иных платежей, в т.ч. если указанные платежи не уплачены в отношении этих товаров.
Определены случаи, когда меры по взысканию таможенных и иных платежей не принимаются
Таможенные органы не взыскивают таможенные и иные платежи, если:
1) истек срок, установленный для взыскания неуплаченных таможенных и иных платежей.
Такой срок установлен подп. 1.1 п. 1 Указа № 490 и составляет 5 лет со дня наступления срока уплаты этих платежей.
То есть меры по взысканию таможенных и иных платежей не принимаются по истечении 5 лет со дня наступления срока уплаты таможенных и иных платежей, если плательщику в течение указанного срока не вручено решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки, а лицу, несущему с плательщиком солидарную (субсидиарную) обязанность, не предъявлено требование об уплате таких сумм.
Нормы подп. 1.1 п. 1 Указа № 490 корреспондируют с нормами подп. 5.4 п. 5 Декрета № 7 [5] |*|, которым определено, что взыскание с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает 5 лет и при представлении субъектами хозяйствования налоговых деклараций с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
* Комментарий к подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7 в части уплаты пеней по таможенным платежам
2) обязанность по уплате таможенных и иных платежей прекратилась:
– в связи с их уплатой либо иными обстоятельствами, предусмотренными п. 2 ст. 54 либо п. 2 ст. 72 ТК ЕАЭС;
– в связи с применением мер по их взысканию;
3) суммы таможенных и иных платежей, взыскание которых оказалось невозможным, в соответствии с национальным законодательством государств – членов ЕАЭС признаны безнадежными к взысканию.
В Республике Беларусь признание задолженности по налогам, сборам (пошлинам) безнадежным долгом и ее списание производятся в рамках Указа № 329 [6].
Справочно: случаи, когда таможенные органы не взыскивают таможенные и иные платежи, указаны в п. 4 ст. 68 и п. 4 ст. 77 ТК ЕАЭС.