<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>
<...>
Деятельность белорусских перевозчиков и экспедиторов построена на взаимодействии в первую очередь с нерезидентами. В связи с чем взаимоотношения между участниками рынка в данной сфере преимущественно подлежат регулированию международными актами законодательства.
Национальное законодательство вправе определять отдельные аспекты деятельности субъектов, но при этом не может противоречить нормам международного права. При этом следует отметить, что нормы национального законодательства распространяются на порядок оформления международных перевозок грузов, начинающихся с территории Республики Беларусь.
Справочно.
Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 20.02.2012 № 11 (далее – Инструкция).
Правовые и организационные основы осуществления перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении, в том числе составление CMR-накладной, а также обязательные требования к ней регулируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г. (далее – Конвенция КДПГ).
Пунктом 1 статьи 5 Конвенции КДПГ установлено, что CMR-накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных грузоотправителем и перевозчиком, причем подписи могут быть с расшифровкой или заменены штампами грузоотправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой оставлена CMR-накладная. Первый экземпляр CMR-накладной передается грузоотправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.
В отношении экспедитора нормами Конвенции КДПГ не предусмотрена передача оригинального экземпляра CMR-накладной экспедитору, поскольку он не является стороной CMR-накладной. Такой экземпляр CMR-накладной может присутствовать у экспедитора в случае, когда в соответствии с договором транспортной экспедиции он дополнительно исполняет обязанности перевозчика.
При совершении таможенных операций на CMR-накладной таможенными органами проставляются отметки в соответствии с:
Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» (далее – Решение);
приказом Государственного таможенного комитета от 21.12.2010 № 468-ОД «О порядке регистрации должностными лицами таможенных органов таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и вывозимых с такой территории» (далее – Приказ).
Пунктом 23 Решения определено, что в целях подтверждения надлежащего исполнения обязанностей перевозчиком при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита:
– должностное лицо таможенного органа отправления дополнительно проставляет отметки на третьем экземпляре транспортного (перевозочного) документа (при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита);
– должностное лицо таможенного органа назначения дополнительно проставляет отметки на транспортном (перевозочном) документе с отметками таможенного органа отправления (при завершении таможенной процедуры таможенного транзита).
После проставления отметок, указанных в пункте 23 Решения, должностное лицо таможенного органа возвращает перевозчику третий экземпляр транспортного (перевозочного) документа.
Согласно пункту 18 Инструкции о порядке регистрации таможенных операций, совершаемых при прибытии товаров на территорию Республики Беларусь и убытии с такой территории, утвержденной Приказом, для целей подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза на двух экземплярах транспортных (перевозочных) документов должностное лицо таможенного органа назначения проставляет отметки.
После проставления отметок должностное лицо таможенного органа возвращает перевозчику один экземпляр транспортного (перевозочного) документа.
Справочно.
Как определено Инструкцией, при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь, оформляется CMR-накладная, представляющая собой бланк, состоящий из шести и более страниц.
При совершении таможенных операций таможенным органам передается не менее трех страниц CMR-накладной, заверенных подписями и печатями (штампами) отправителя груза и подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).
Если законодательством страны получателя не установлено иное, то после доставки груза водитель (экспедитор) не менее трех страниц CMR-накладной представляет получателю, который на всех страницах заполняет графу 24 CMR-накладной.
Одна страница CMR-накладной остается у получателя груза, а две страницы с подписями и печатями (штампами) отправителя и получателя груза возвращаются перевозчику и остаются у него для расчетов с заказчиком – плательщиком перевозки (прилагается к счету за перевозку) и учета оказанных транспортных услуг.
В связи с этим на практике может иметь место ситуация, когда у перевозчика остается копия CMR-накладной с оригинальной печатью грузополучателя, но без отметки таможенных органов, поскольку оригинал экземпляра CMR-накладной с отметками таможенных органов передается перевозчиком нерезидентам – заказчикам перевозки по их требованию.
Порядок использования коносамента определен положениями Конвенции Организации Объединенных Наций «О морской перевозке грузов» (заключена в г. Гамбурге 31 марта 1978 г.). Согласно нормам указанной Конвенции для получения груза необходимо наличие всех экземпляров коносаментов, изданных на перевозимый груз.
Справочно.
В соответствии со статьей 2 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 321-З коносамент – товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора морской перевозки груза и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза.
Республика Беларусь по географическому местоположению не имеет выхода к морю. В настоящее время более 90 % организуемых белорусскими экспедиторами морских перевозок грузов производится с применением электронных документов (sea waybill – морская накладная) либо по процедуре telex release (выдача груза без издания оригинального документа).
В связи с этим представление оригиналов либо заверенных копий электронных документов по морским перевозкам sea waybill и telex release не представляется возможным, поскольку такие документы не оформляются на бумажном носителе.
В случае выпуска комплекта оригинальных коносаментов все они должны быть возвращены в морскую линию для получения груза грузополучателем.
Получение заверенной копии такого документа сопряжено с обращением к представителю морской линии, который вправе отказать в заверении такого документа, поскольку обязанность представления такого документа не предусмотрена ни в одном законодательном акте и противоречит нормам международного права.
На основании вышеизложенного следует, что нормы международных законодательных актов не предусматривают обязательств по изданию оригинала либо изготовление копии документа, сопровождающего груз, предназначенного(ой) для передачи экспедитору. Вместе с тем иное, то есть требование экспедитора от клиента, перевозчика оригиналов транспортных документов или их копий, может быть предусмотрено в договоре транспортной экспедиции.
Для подтверждения перевозчиками, экспедиторами обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых транспортных услуг налоговое законодательство Республики Беларусь не содержит требования об обязательном оформлении таких услуг только оригиналом CMR-накладной, содержащей все оригинальные печати и штампы.
Таким образом, представление перевозчиком (экспедитором) налоговому органу копии CMR-накладной (копии коносамента), а не ее (его) оригинала не является основанием считать, что нулевая ставка НДС применена необоснованно.
Справочно.
Как определено пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей с 01.01.2019 (пунктом 4 статьи 102 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей до 01.01.2019), экспортируемые транспортные услуги облагаются по нулевой ставке НДС при оформлении их международными транспортными или товарно-транспортными документами либо иными международными документами.
По вопросу проведения контрольных мероприятий, подтверждающих неосуществление перевозки и услуг транспортной экспедиции, дополнительно сообщается следующее.
При проведении камерального контроля обоснованности применения нулевой ставки НДС в отношении экспортируемых транспортных услуг, оборот по реализации которых отражен в налоговой декларации (расчете) по НДС:
за отчетные периоды 2019 года, используется информация, указанная плательщиком в электронных счетах-фактурах (далее – ЭСЧФ);
за отчетные периоды 2018 года и ранее, используется информация, указанная плательщиком в Реестре международных транспортных или товарно-транспортных документов и заявок (заданий или иных документов), являющемся приложением 3 к форме налоговой декларации (расчета) по НДС (далее – Реестр).
Реквизиты, заполняемые плательщиком в ЭСЧФ (за отчетные периоды 2018 года и ранее – в Реестре), не могут быть сверены инспекцией дистанционно с каким-либо внешним источником информации в целях установления достоверности сведений.
Согласно доведенным рекомендациям МНС до инспекций МНС по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах должностным лицом подразделения камерального контроля в рамках полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь, могут запрашиваться у плательщика сведения и документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, пониженных ставок. При этом такой запрос должен быть предельно выверен, обоснован и ни в коем случае не должен заменять выездную проверку.
При выявлении в ходе камеральной проверки плательщика неполноты сведений, ошибок (в том числе арифметических) в налоговой декларации (расчете), их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе, плательщику (иному обязанному лицу) направляется, в том числе в электронном виде, уведомление с предложением о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений (далее – уведомление) (пункт 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей с 01.01.2019, пункт 5 статьи 70 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей до 01.01.2019).
Доказательствами, подтверждающими неосуществление услуг транспортной экспедиции и перевозки, на основании сведений из представленных плательщиком документов могут служить:
– опросы водителей, осуществлявших транспортировку груза (информация из гр. 16, 23, 25, 26 CMR-накладной);
– информация о движении транспортного средства из системы контроля оплаты «BelToll».
Если по результатам рассмотрения представленных плательщиком дополнительных сведений и (или) пояснений, документов либо при их непредставлении* установлен факт совершения правонарушения, не внесены по предложению налогового органа соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет), составляется акт камеральной проверки.
___________________________
* Основанием для составления акта камеральной проверки может служить доказательная база, собранная и направленная правоохранительными органами в адрес налогового органа.
Следует обратить внимание, что в случае обнаружения в ходе камеральной проверки обстоятельств, указывающих, что плательщиком допускаются правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой, при этом плательщик не реагирует на уведомление налогового органа и не представил документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС в отношении экспортируемых транспортных услуг, то подразделение камерального контроля направляет информацию о таком плательщике в подразделение контроля для рассмотрения вопроса о назначении проверки в порядке, установленном законодательством.
В целях подтверждения неправомерного применения нулевой ставки НДС по транспортным услугам и услугам транспортной экспедиции, кроме установленных нарушений порядка оформления СМR-накладных, необходимо провести комплекс мероприятий по сбору доказательной базы в отношении каждой хозяйственной операции и оценить в каждом конкретном случае все собранные доказательства в совокупности.
Заместитель Министра Э.А.Селицкая
Письмо опубликовано 11 января 2019 г. на интернет-портале МНС Республики Беларусь (nalog.gov.by).