Одной из главных задач амортизационной политики, проводимой организацией, является определение сроков, в течение которых будет начисляться амортизация по основным средствам (нормативный срок службы, срок полезного использовния).
Организации могут оптимально определять сроки амортизации основных средств, используя нормы Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция по амортизации).
Варианты установления нормативных сроков службы по объектам основных средств
После принятия к бухгалтерскому учету объектов в качестве основных средств Комиссия по амортизационной политике, созданная в организации приказом руководителя, определяет амортизируемую стоимость объектов, которая в данном случае будет равна их первоначальной стоимости.
Следующим действием Комиссии по амортизационной политике является определение сроков амортизации принятых к бухгалтерскому учету объектов основных средств.
Нормативные сроки службы устанавливаются в обязательном порядке по всем объектам основных средств, как используемым, так и неиспользуемым в предпринимательской деятельности организации.
Поскольку по объектам основных средств, неиспользуемым в предпринимательской деятельности, амортизация начисляется в течение нормативного срока службы, то на этом работа по определению сроков амортизации таких объектов заканчивается.
Для объектов основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, нормативные сроки службы являются базовыми для последующего определения сроков полезного использования, в течение которых будет начисляться амортизация. Поэтому от величины нормативных сроков службы, определенных по таким объектам, напрямую зависят диапазоны сроков полезного использования, рассчитанных организацией.
У организации есть несколько вариантов установления нормативного срока службы (п. 17 Инструкции по амортизации) (см. схему).
Первый вариант, когда организация устанавливает по приобретенным объектам нормативный срок службы согласно классификатору, наиболее распространен на практике. Объект относится в соответствующую подгруппу с присвоением шифра амортизации. Каждому шифру амортизации соответствует определенный нормативный срок службы.
Второй вариант, когда нормативный срок службы определяется по сроку эксплуатации, указанному в технической документации, может быть использован по решению организации при расхождении этого срока со значением, указанным в классификаторе, на 1 год и более.
Пример 1. Нормативный срок службы можно установить по выбору
Теплообменному аппарату согласно классификатору присвоен шифр 43309, которому соответствует нормативный срок службы 10 лет. Однако в техническом паспорте завода-изготовителя установлен срок эксплуатации 7 лет. Организация присваивает шифр амортизации 43309, а нормативный срок службы может установить по выбору: 10 или 7 лет. Если нормативный срок службы будет установлен согласно техническому паспорту, а не классификатору, то это необходимо указать в протоколе комиссии по амортизационной политике во избежание возможных вопросов при проверках.
Основные средства не включены в классификатор
Развитие науки и техники влечет появление новых объектов основных средств. На практике возникают случаи, когда такие основные средства не включены в действующий классификатор. Если комиссия по амортизационной политике придет к выводу, что вводимый в эксплуатацию объект не включен в классификатор, то тогда возможно установить нормативный срок службы по сроку эксплуатации, указанному в технической документации организации-изготовителя. При этом объект основных средств по решению комиссии относится к одной из подгрупп классификатора с присвоением локального шифра амортизации.
Устанавливаем локальный шифр нового объекта
Классификатор по своему строению подразделяется на 9 укрупненных групп: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, средства транспортные, инструмент, инвентарь и принадлежности, основные средства, используемые в сельском и лесном хозяйства, прочие основные средства. Каждая укрупненная группа разбита на подгруппы основных средств, которым соответствуют первые 3 общие цифры шифров амортизации, включенных в подгруппу (например, подгруппа "Машины и оборудовании коммунального хозяйства" – 490).
Локальный шифр нового объекта может составлять 5 цифр, первые 3 из которых – шифр подгруппы, который не должен совпадать с уже существующими, перечисленными в классификаторе 5-значными шифрами подгруппы. Нормативный срок службы устанавливается по технической документации организации-изготовителя.
Пример 2. Объект основных средств не указан в классификаторе
Организация приобрела агрегат, используемый в нефтехимической промышленности, не указанный в классификаторе. Согласно техническому паспорту завода-изготовителя срок эксплуатации агрегата – 10 лет. Комиссия по амортизационной политике вначале относит аппарат к подгруппе "Машины и оборудование нефтехимической промышленности", шифр подгруппы – 436, затем присваивает локальный шифр 43621 (свободный после последнего шифра в подгруппе) и устанавливает нормативный срок службы 10 лет согласно документации завода-изготовителя. Данные действия комиссия по амортизационной политике отражает в протоколе.
Установление нормативного срока службы при отсутствии в технической документации сроков эксплуатации объекта
Третий вариант – установление нормативного срока службы путем оценки комиссией технического состояния объекта имеет место при отсутствии нового объекта в классификаторе и отсутствии в технической документации завода-изготовителя сроков его эксплуатации.
Действия комиссии по амортизационной политике по присвоению локального шифра аналогичны указанным выше, а нормативный срок службы объекта комиссия устанавливает самостоятельно с учетом технического состояния объекта.
Все перечисленные выше действия по определению нормативного срока службы относятся прежде всего к новым объектам основных средств, впервые вводимым в эксплуатацию.
Нормативный срок службы для основного средства, бывшего в эксплуатации
Если организация приобретает основное средство, бывшее в эксплуатации, то она имеет право, руководствуясь п. 18 Инструкции по амортизации, определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств. При этом по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, бывшим в эксплуатации, сниженный срок не может быть менее 3 лет, по другим объектам – не менее 2 лет.
Пример 3. Возможность снижения нормативного срока службы
Организация приобрела тепловоз маневровый мощностью 550 кВт, бывший в эксплуатации. Нормативный срок службы по классификатору составляет 20 лет. У организации в данном случае есть выбор: установить нормативный срок службы транспортного средства как для нового – 20 лет и от него рассчитывать диапазон срока полезного использования либо воспользоваться п. 18 Инструкции по амортизации и установить нормативный срок службы, сниженный вдвое, – 10 лет. Тогда диапазон срока полезного использования будет рассчитываться уже от 10 лет. Решение об установлении нормативного срока службы по основному средству, сниженного вдвое, следует закрепить в протоколе комиссии по амортизационной политике.
Важно! В п. 18 Инструкции по амортизации предусмотрено снижение вдвое нормативного срока службы, указанного в классификаторе, а снижение нормативных сроков службы, установленных в иных случаях (по технической документации завода-изготовителя, путем оценки комиссии), не предусмотрено. Отсюда вывод, что по объектам, бывшим в эксплуатации, устанавливать нормативный срок службы целесообразнее по классификатору.
Если на дату приобретения срок фактического использования объекта, бывшего в эксплуатации, у предыдущего балансодержателя (балансодержателей) окажется равным или превысит нормативный срок службы по классификатору, то у организации есть право установить нормативный срок службы такого объекта от 1 года и более.
Пример 4. Фактический срок эксплуатации сооружения превышает нормативный срок службы
Организации передано безвозмездно сооружение, первоначальная стоимость которого при оприходовании на счете 01 "Основные средства" определена по остаточной стоимости передающей стороны – 240 млн. руб. Сооружение было в эксплуатации у предыдущего балансодержателя 40 лет и 5 месяцев. По классификатору нормативный срок службы этого сооружения составляет 40 лет. Поскольку фактический срок эксплуатации сооружения превышает нормативный срок службы по классификатору, организация имеет право самостоятельно определить любой нормативный срок службы этого сооружения от 1 года и более, учитывая его техническое состояние и требование правил техники безопасности. При установлении по сооружению срока полезного использования 12 месяцев ежемесячная сумма амортизационных отчислений в 2014 г. составит 20 млн. руб. (240 млн. / 12 мес.).
Основное средство не используется в предпринимательской деятельности
По объектам основных средств, неиспользуемым в предпринимательской деятельности, амортизация начисляется в течение нормативного срока службы, определенного в соответствии с правилами, указанными выше, в т.ч. учитывая снижение нормативных сроков по бывшим в эксплуатации объектам. Нормативные сроки службы могут быть уставлены как в годах, так и в соответствующих им месяцах (п. 18 Инструкции по амортизации). В зависимости от установленного организацией в учетной политике варианта расчета амортизационных отчислений рассчитываются годовые (месячные) нормы амортизации либо суммы амортизации (п. 32 Инструкции по амортизации).
Пример 5. Рассчитываем годовые (месячные) нормы амортизации либо суммы амортизации
Организация приобрела бывшее в эксплуатации здание, которое планируется использовать в качестве оздоровительного центра для работников (т.е. здание не будет использоваться в предпринимательской деятельности). Первоначальная стоимость объекта – 600 млн. руб. Нормативный срок службы здания по классификатору – 80 лет, с учетом снижения вдвое – 40 лет.
При варианте расчета с использованием норм в процентах рассчитывается годовая норма амортизации здания, которая составит 2,5 % (1 / 40 × 100), годовая сумма амортизации – 15 млн. руб. (600 млн. руб. × 2,5 %).
При варианте расчета без использования норм амортизации, когда амортизируемая стоимость делится на установленный нормативный срок службы, годовая сумма амортизации также будет равна 15 млн. руб. (600 млн. руб. / 40 лет).