С 1 января 2015 г. утрачивает силу Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе
В настоящее время порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение) |*|.
* Материал о порядке исчисления НДС в Таможенном союзе в 2014 г. доступен для всех читателей GB.BY
Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. (далее – Протокол ТС).
В связи с вступлением в силу Договора Союза с 1 января 2015 г. утрачивают силу Соглашение и Протокол ТС (пп. 7, 23 разд. I приложения 33 к Договору Союза).
Согласно Договору Союза взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене Союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением 18 к Договору Союза (п. 2 ст. 72 Договора Союза).
В приложении 18 к Договору Союза приведен Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол Союза), который включает разделы:
I "Общие положения";
II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров";
III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров";
IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг".
Соответственно с 1 января 2015 г. в части обложения косвенными налогами работ и услуг в рамках Евразийского экономического союза будут применяться разд. I и разд. IV Протокола Союза. В разд. I приведены определения отдельных видов работ и услуг, а в разд. IV – непосредственно порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг.
В чем различия между Протоколом Таможенного союза и Протоколом Евразийского экономического союза
При сравнении Протокола ТС и разд. I и IV Протокола Союза значительных расхождений не имеется, но есть ряд дополнений.
1. В определении транспортных средств появились дополнения, согласно которым к транспортным средствам также относятся единицы трамвайного подвижного состава и карьерные самосвалы.
Справочно: понятие "транспортные средства" используют при определении места реализации работ, услуг. Так, местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена Союза, если работы, услуги связаны непосредственно с транспортными средствами, находящимися на территории этого государства – члена Союза (подп. 2 п. 29 Протокола Союза).
Аналогично место реализации определяют, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства – члена Союза, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 29 Протокола Союза (подп. 5 п. 29 Протокола Союза). Положения подп. 5 п. 29 Протокола Союза применяют также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.
2. По месту нахождения покупателя услуг будет определяться место реализации в части оказания не только услуг лицом, привлекающим от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, но и в части оказания лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг.
3. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации работ по производству товаров из давальческого сырья и вывозе продуктов переработки из давальческого сырья за пределы Союза заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган представлять не следует.
Эта норма является новой, хотя она фактически применялась и до 2015 г. в связи с отсутствием заявления при вывозе товаров за пределы Таможенного союза.
Справочно: заявление должно быть составлено по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства – члена Союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов, освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств (далее – заявление, перечень заявлений).
В случае вывоза продуктов переработки давальческого сырья с территории одного государства – члена Союза на территорию другого государства – члена Союза и помещения их под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада на территории другого государства – члена Союза вместо заявления (перечня заявлений) в налоговый орган первого государства – члена Союза представляется заверенная таможенным органом другого государства – члена Союза копия таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада.
Иных расхождений в Протоколе ТС и Протоколе Союза в части взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг не имеется.