Ситуация 1. Модернизация мини-АТС и начисление амортизации
В организации на учете в качестве объекта основных средств учитывается мини-АТС. В январе 2015 г. в течение 2 дней проводилась ее модернизация: добавлены дополнительные номера и произведена наладка. При этом мини-АТС продолжала функционировать, временные отключения проводились на период не более 30 мин.
Возникли следующие вопросы:
1.1. Следовало ли продолжать начисление амортизации в месяце проведения модернизации?
Следовало.
Модернизация – совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта (приложение 5 к Инструкции № 37/18/6*) |*|.
__________________________
* Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
* Материалы "Прямой линии" на тему "Как определить виды деятельности при проектировании и выполнении строительно-монтажных работ" доступны для всех читателей GB.BY
Амортизируемая стоимость основных средств изменяется в случаях модернизации на сумму соответствующих затрат (п. 9 Инструкции № 37/18/6).
Начисление амортизации не производят во время проведения модернизации объектов основных средств с полной остановкой объекта или его части (п. 35, приложение 4 к Инструкции № 37/18/6). После завершения модернизации амортизацию начисляют выбранным способом (применяемым до модернизации либо заново установленным):
– при линейном или нелинейном способе начиная с месяца, следующего за месяцем передачи в эксплуатацию, исходя из недоамортизированной стоимости объекта (с учетом ее изменения) и остаточного (с учетом возможного изменения) срока полезного использования, установленных на 1-е число месяца возобновления начисления амортизации;
– при производительном способе – исходя из недоамортизированной стоимости (с учетом ее изменения) и ресурса объекта (с учетом возможного изменения) начиная с месяца возобновления эксплуатации после проведения модернизации (приложение 4 к Инструкции № 37/18/6).
Поскольку работы по модернизации осуществлялись без полной либо частичной остановки мини-АТС, амортизацию в январе 2015 г. следовало продолжать начислять в общеустановленном порядке.
1.2. Какую стоимость необходимо было принимать в качестве амортизируемой в январе и феврале 2015 г.?
В качестве амортизируемой стоимости должна была выступать стоимость объекта до проведения модернизации.
Начисление амортизации исходя из новой амортизируемой стоимости необходимо производить только начиная с месяца, следующего за месяцем завершения модернизации, т.е. с февраля 2015 г.
С 1 февраля 2015 г. следовало определить новую амортизируемую стоимость (недоамортизированную с учетом затрат на модернизацию) и остаточный срок полезного использования (общий срок полезного использования за минусом срока фактической эксплуатации объекта до января 2015 г. включительно).
Ситуация 2. Дооборудование основного средства: начисление амортизации и установление срока полезного использования
В организации на балансе числился полностью самортизированный объект основных средств (амортизация завершена в 2013 г.). В октябре 2014 г. было проведено дооборудование объекта, оснащение его дополнительными функциями, что увеличило его стоимость. В результате у объекта появилась остаточная стоимость.
Возникли следующие вопросы:
2.1. Как правильно возобновить начисление амортизации по данному объекту: с какой даты, исходя из какого срока полезного использования?
Амортизируемая стоимость объекта изменяется при проведении дооборудования на сумму соответствующих затрат (п. 9 Инструкции № 37/18/6).
Соответственно после увеличения стоимости объекта основных средств на сумму затрат по дооборудованию данный объект уже будет иметь остаточную (недоамортизированную) стоимость, которая должна амортизироваться в установленном порядке.
В данном случае начисление амортизации по объекту возобновляется с месяца, следующего за месяцем завершения его дооборудования и изменения стоимости.
Срок полезного использования должна установить комиссия по амортизационной политике организации (далее – комиссия).
Справочно: одной из функций комиссии является выбор и пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования объекта исходя из установленных базовых режимов работы; определение ресурса каждого объекта, в отношении которого принято решение о начислении амортизации производительным способом (п. 5 приложения 1 к Инструкции № 37/18/6) |*|.
* Материал о практических аспектах деятельности комиссии по проведению амортизационной политики организации доступен для всех читателей GB.BY
2.2. Какой минимальный срок полезного использования может быть установлен?
Минимальный срок не ограничен.
Указанный период комиссия устанавливает самостоятельно исходя из его технического состояния с учетом мнения представителей технических служб, входящих в ее состав. Вместе с тем указанный срок должен быть обоснован и отражать реально возможный период дальнейшей эксплуатации объекта. Исходя из общих подходов при установлении срока полезного использования, заложенных Инструкцией № 37/18/6, срок полезного использования не должен превышать верхней границы диапазона, установленного приложением 3 к Инструкции № 37/18/6.
При этом нижняя граница диапазона срока полезного использования не может быть менее 1 года, за исключением случая возобновления начисления амортизации по ранее самортизированным объектам основных средств после завершения по ним дооборудования, по которым срок полезного использования комиссия определяет с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, нижняя граница срока полезного использования в данном случае не ограничивается.
2.3. В каком порядке следовало провести переоценку такого объекта на 1 января 2015 г.?
Переоценку по такому объекту проводят в порядке, установленном для основных средств, имеющих остаточную стоимость, стоимость которых увеличена за счет дооборудования.
Справочно: указанный порядок предусмотрен в п. 18 Инструкции о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 05.11.2010 № 162/131/37.
В рассматриваемом случае при переоценке на 1 января 2015 г. необходимо было:
1) переоцененную стоимость объекта основных средств, числившуюся на дату предыдущей переоценки, умножить на коэффициент за декабрь 2013 г. из таблицы коэффициентов;
2) стоимость затрат по дооборудованию умножить на коэффициент, соответствующий месяцу ввода в эксплуатацию объекта основных средств после ее завершения, – за октябрь 2014 г.;
3) сложением обеих частей стоимости определить переоцененную стоимость объекта по состоянию на 1 января 2015 г. |*|
* Информация о переоценке основных средств на 1 января 2015 г. доступна для всех читателей GB.BY
Ситуация 3. Увеличение этажности здания и нормативный срок службы
В организации на балансе числилось 2-этажное здание с фактическим сроком службы 35 лет. При проведении его реконструкции был надстроен дополнительный этаж и проведено укрепление конструкций.
До реконструкции здание числилось под шифром 10002 "Здания двухэтажные всех назначений и видов, кроме зданий деревянных" (нормативный срок службы 75 лет) согласно постановлению № 161*, а вот "Здания многоэтажные (более 2 этажей)" отнесены к шифру 10001 (нормативный срок службы 100 лет).
__________________________
* Постановление Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161).
Следует ли организации пересматривать шифр этого здания и в обязательном порядке изменять нормативный срок службы?
Следует пересмотреть шифр и срок.
Организация принимает решение о присвоении шифра в соответствии с постановлением № 161 в зависимости от характеристик объекта.
В результате проведенной реконструкции технические характеристики здания изменились – из 2-этажного здания оно стало 3-этажным. Следовательно, оно имеет уже новые технические характеристики – стало многоэтажным. Здания многоэтажные (более 2 этажей) отнесены к шифру 10001 согласно постановлению № 161.
Вновь установленному шифру 10001 соответствует нормативный срок службы, отличный от ранее применяемого, – 100 лет. В данном случае комиссия должна пересмотреть нормативный срок службы с целью, чтобы он соответствовал вновь установленному шифру.
После пересмотра нормативного срока службы комиссии нужно определить срок полезного использования в диапазоне от нового нормативного срока службы. Для зданий такой диапазон составляет от 0,8 до 1,2 от нормативного, т.е. в данном случае – от 80 до 120 лет (приложение 3 к Инструкции № 37/18/6).
При изменении порядка начисления амортизации вне зависимости от причин такого изменения базой для расчета амортизационных отчислений являются недоамортизированная стоимость объекта и остаточный срок полезного использования объекта (п. 66 Инструкции № 37/18/6).
Предположим, организация установит новый срок полезного использования, равный 80 годам. В рассматриваемом случае остаточный срок составит 45 лет (80 – 35).
Ситуация 4. Реконструкция здания и пересмотр срока полезного использования
На балансе организации числится здание, построенное в 1990 г. Срок его полезного использования был установлен равным величине нормативного срока службы – 40 лет. Проведена реконструкция здания, которая завершена в сентябре 2014 г. Срок полезного использования после проведения реконструкции организация не пересматривала. С 1 января 2015 г. организация приняла решение пересмотреть срок полезного использования в сторону его уменьшения до 35 лет.
Вправе ли была организация уменьшить срок полезного использования, учитывая тот факт, что по объекту была проведена реконструкция?
Вправе.
Случаи пересмотра срока полезного использования основных средств определены в п. 24 Инструкции № 37/18/6. В частности, комиссия имеет право на пересмотр срока полезного использования как после завершения реконструкции, так и с начала отчетного года. Эти 2 возможных случая пересмотра срока полезного использования не связаны между собой и могут быть применены в равной мере.
Как следует из вопроса, организация не воспользовалась правом пересмотра срока полезного использования после проведенной реконструкции. Поскольку такой пересмотр является правом, а не обязанностью, организация действовала в рамках законодательства. При этом организация может пересмотреть срок полезного использования с начала отчетного года (п. 24 Инструкции № 37/18/6). Данным правом организация может воспользоваться независимо от ранее проведенных работ по реконструкции здания и ее результатов.
Пересмотр сроков полезного использования с начала года может быть проведен как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения. Ограничений в данном случае Инструкция № 37/18/6 не содержит.
Следовательно, независимо от того, что по зданию были проведены работы по реконструкции, с 1 января 2015 г. организация имела право пересмотреть срок полезного использования, в т.ч. в сторону уменьшения.
При пересмотре этого срока следует соблюдать диапазон срока полезного использования, т.е. в отношении здания с нормативным сроком службы 40 лет срок полезного использования может быть установлен в пределах от 32 до 48 лет (согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6). Таким образом, организация имела право установить срок полезного использования с 1 января 2015 г. равным 35 годам.