* Первую часть ответов о порядке исправления ошибок в ЭСЧФ
Организация отправляет на экспорт в Польшу товары со ставкой НДС 0 %, стоимость которых не превышает 1 000 евро.
Что можно указать в стр. 13 ЭСЧФ в качестве подтверждения вывоза товаров?
В стр. 13 «Регистрационный номер выпуска товаров» ЭСЧФ можно указать номер разрешения на убытие товаров.
Обоснуем наш ответ с учетом:
– норм Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) и Инструкции № 15*;
____________________
* Инструкция о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденная постановлением МНС Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15 (далее – Инструкция № 15 и постановление № 15).
– положений письма МНС и ГТК от 01.11.2019 № 2-1-9/02413/02/15074 «О нулевой ставке НДС при экспорте с 2019 г. товаров, стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1 000 евро» (далее – письмо).
Справочно: письмо было создано в связи с возникающими вопросами о порядке подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1 000 евро, и таможенное декларирование которых осуществляется согласно Указу № 490* с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.
____________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее – Указ № 490).
В стр. 13 ЭСЧФ указывается регистрационный номер выпуска товаров по товарам, выпущенным в соответствии с таможенной процедурой экспорта, при их реализации за пределы Республики Беларусь. Реквизит заполняется в случае, когда плательщик является поставщиком, а вывоз реализуемых товаров с целью их постоянного размещения осуществляется в государства, не являющиеся членами ЕАЭС (подп. 22.13 п. 22 Инструкции № 15).
Подтверждением обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, являются:
– наличие у плательщика контракта, заключенного с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;
– представление плательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС выданного таможенным органом подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь (далее – подтверждение о вывозе) в случае осуществления декларирования товаров в письменной форме (п. 1 ст. 123 НК).
Согласно письму подтверждение о вывозе представляется плательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС с отраженным оборотом по ставке 0 % в виде:
– либо копии заявления с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта, на которой должностным лицом таможенного органа, выдавшего подтверждение вывоза, проставлены заверенный личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа штамп «Товар вывезен» и дата выдачи подтверждения, и копий транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.
Такое заявление представляется таможенному органу вместе с транспортными (перевозочными), коммерческими и (или) иными документами в письменном виде в 3 экземплярах.
Справочно: к транспортным (перевозочным) документам относятся документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы), а к коммерческим – документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы) (подп. 15 и 48 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза);
– либо заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специального реестра вывезенных товаров с отметкой таможенного органа «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения.
Таким образом, исходя из письма в стр. 13 ЭСЧФ можно проставить номер одного из этих документов или номер разрешения на убытие товаров, который проставляется в реестре (поскольку стр. 13 ЭСЧФ |*| имеет формат *****/********, недостающие символы заполняются нулями). Полная информация о подтверждении вывоза указывается в стр. 3 ЭСЧФ.
Покупатель вернул товар в магазин.
Нужно ли создавать дополнительный ЭСЧФ?
Нет, если магазин исчисляет НДС по расчетной ставке.
Выставление (направление) дополнительного ЭСЧФ осуществляется при частичном или полном возврате покупателем продавцу товаров (частичном или полном отказе от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав (п. 11 ст. 131 НК).
В отношении операций, по которым плательщиком создается один итоговый ЭСЧФ в соответствии с подп. 8.9 п. 8 ст. 131 НК, дополнительный ЭСЧФ не выставляется при частичном либо полном возврате покупателем продавцу товаров.
Увеличение (уменьшение) налоговой базы и сумм НДС осуществляется в итоговом ЭСЧФ, выставляемом за отчетный период, в котором осуществляются уменьшение (увеличение) стоимости товаров (работ, услуг), частичный либо полный возврат покупателем продавцу товаров (частичный либо полный отказ от выполненных работ, оказанных услуг).
В подп. 8.9 п. 8 ст. 131 НК, в свою очередь, указаны операции реализации физическим лицам Республики Беларусь, не выступающим индивидуальными предпринимателями, товаров, по которым исчисление НДС осуществляется по расчетной ставке.
Следовательно, если магазин исчисляет НДС по расчетной ставке, то уменьшение оборота по возвращенному товару отражается в итоговом ЭСЧФ за отчетный период, в котором возвращен товар.
Если магазин исчисляет НДС по фактическим ставкам, то при возврате товара создается дополнительный ЭСЧФ.
В каких случаях создается ЭСЧФ с типом «Дополнительный без ссылки на ЭСЧФ»? Можно ли его создать на частичный возврат товара?
Перечень случаев, когда создается ЭСЧФ с типом «Дополнительный без ссылки на ЭСЧФ», строго ограничен законодательством. Таких случаев всего 4.
Во-первых, дополнительный ЭСЧФ не ссылается на ЭСЧФ, если не на что сослаться.
Так, согласно подп. 3.2 п. 3 постановления № 15 в случае корректировки (увеличения, уменьшения) с 1 июля 2016 г. оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, отраженных в декларациях (расчетах) по НДС, представленных за отчетные периоды, наступившие до 1 июля 2016 г., создаются дополнительные ЭСЧФ без указания в них ссылки на исходный ЭСЧФ, если результаты таких корректировок подлежат отражению в декларациях по НДС, представляемых за отчетные периоды, наступившие с 1 июля 2016 г.
На практике данная норма касается периода не с 1 июля 2016 г., а с 1 января 2017 г. (письмо МНС Республики Беларусь от 29.12.2016 № 2-1-9/02509 «О применении электронных счетов-фактур по НДС»).
Во-вторых, 3 случая, когда дополнительный ЭСЧФ может не ссылаться на ЭСЧФ, изложены в п. 13 ст. 131 НК:
1) при увеличении (уменьшении) налоговой базы в соответствии с абз. 2 части второй п. 8, частью второй п. 9 ст. 120 НК (на суммовые разницы);
2) при увеличении налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 120 НК.
К таким случаям относятся суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению):
– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 4.1 п. 4 ст. 120 НК);
– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров (подп. 4.2 п. 4 ст. 120 НК);
– в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом (подп. 4.3 п. 4 ст. 120 НК);
3) на отрицательную сумму индексации при реализации природного газа, электрической и тепловой энергии, предъявляемую:
– газоснабжающими и энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз», государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
– открытым акционерным обществом «Газпром трансгаз Беларусь».
Как видно, при возврате товаров дополнительный ЭСЧФ должен быть со ссылкой на исходный ЭСЧФ |*|.
* Ошибки по оформлению ЭСЧФ, выявленные налоговиками при камеральном контроле
От редакции
В случае если при создании ЭСЧФ газоснабжающими и энергоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белтопгаз», «Белэнерго», ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», при реализации природного газа, электрической и тепловой энергии (энергоресурсы) образуются отрицательные значения, плательщиком должен быть создан ЭСЧФ с типом «Исходный» – на реализуемые энергоресурсы (на положительную сумму) и ЭСЧФ с типом «Дополнительный» или «Дополнительный без ссылки на ЭСЧФ» – на предъявляемую плательщиком сумму индексации (с отрицательными значениями).
Создание газоснабжающими и энергоснабжающими организациями ЭСЧФ с типом «Дополнительный без ссылки на ЭСЧФ» в отношении отрицательных значений сумм индексации решило проблему перевыставления сумм из такого ЭСЧФ посредником конечным потребителям без существующей ранее обязанности аннулирования всех ранее выставленных ЭСЧФ со ссылкой на исходный ЭСЧФ (см.: http://nalog.gov.by/ru/commentarii_ru/view/r-kommentarijr-k-postanovleniju-ministerstva-po-nalogam-i-sboram-respubliki-belarus-ot-24-janvarja-2018-g-1-28880/).
Специалисты МНС и эксперты в разъяснениях и статьях по вычетам НДС применяют такие термины, как «правило наиболее поздней из дат» и «правило 20-го числа».
Что означают эти правила?
Данные правила изложены в пп. 6–8 ст. 132 НК. Правило наиболее поздней из дат предоставляет плательщику право принять к вычету НДС в том отчетном периоде, на который приходится самая поздняя из дат, наступление которой необходимо для вычета НДС.
Например, если покупка совершена и отражена в бухучете в июле, а ЭСЧФ подписан электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) покупателя в декабре, то вычет НДС может быть произведен в декабре.
Правило 20-го числа (это название неофициальное) означает возможность принять НДС к вычету раньше, но для этого нужно соблюсти определенные условия.
Например, для принятия к вычету НДС по июльской покупке в июле необходимо, чтобы не позднее даты представления налоговой декларации по НДС за июль (III квартал) ЭСЧФ был получен и подписан ЭЦП, а также чтобы в этом ЭСЧФ дата совершения операции, указанная в стр. 3, приходилась на тот же отчетный период (месяц или квартал), что и соблюдение условий для вычета НДС (отражение суммы НДС в бухучете и книге покупок, если она ведется плательщиком).
В сентябре 2019 г. приняты на учет ввезенные из Российской Федерации товары. 16.10.2019 была представлена в ИМНС часть II налоговой декларации по НДС за сентябрь, в этот же день НДС перечислен в бюджет.
Можно ли эту сумму НДС отразить в составе вычетов в части I налоговой декларации за сентябрь?
Можно.
Суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации по НДС и уплаченные в установленные сроки в бюджет при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, учитываются в разд. II части I декларации по НДС, представляемой за тот отчетный период, в котором произведена их уплата в бюджет, если уплата в бюджет указанных сумм НДС произведена позднее даты представления декларации по НДС за тот отчетный период, в котором товары приняты к учету (абз. 3 части третьей п. 16 Инструкции № 2*).
_____________________
* Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденная постановлением МНС Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 (далее – Инструкция № 2).
В рассматриваемой ситуации сумма «ввозного» НДС уплачена в срок, но не позднее, а на дату представления налоговой декларации (части II). Поэтому применяется общий порядок ее вычета, установленный в п. 8 ст. 132 НК, – сумма НДС может быть принята к вычету в сентябре |*|.
* Порядок заполнения ЭСЧФ при перевозке товаров автомобильным транспортом