Ситуация 1
Уплата налога на недвижимость по арестованному и неиспользуемому зданию
У белорусской организации основным видом деятельности является производство промышленной продукции. У нее в собственности есть объект недвижимости – здание клуба. Данное здание не используется, поскольку на него наложен арест органами внутренних дел.
Должна ли организации по арестованному зданию исчислять и уплачивать налог на недвижимость?
Организация должна по зданию клуба исчислять и уплачивать налог на недвижимость.
Обоснуем наш ответ.
Для этого нам необходимо определить, является ли организация собственником арестованного здания.
Обязательным условием наложения ареста на имущество является его нахождение на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления плательщика (п. 1 ст. 57 НК).
В описываемой ситуации здание находится в собственности.
В целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе наложить арест на имущество. Наложение ареста на имущество заключается в объявлении его собственнику или лицу, у которого имущество находится, запрета на распоряжение им, а в необходимых случаях – и на пользование этим имуществом (ч. 1, 2 ст. 8.7 ПИКоАП [2]).
В целях обеспечения возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, уплаты дохода, полученного преступным путем, гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества орган дознания, следователь, прокурор и суд вправе наложить арест на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (ст. 132 УПК [3]).
Наложение ареста на имущество заключается в объявлении собственнику или владельцу запрета на распоряжение, а в необходимых случаях и пользование этим имуществом либо в изъятии имущества и передаче его на хранение.
Справочно: в случае изъятия имущества собственник имущества лишается всех трех полномочий собственника по отношению к своему имуществу – владение, пользование и распоряжение.
Однако это не означает перехода права собственности на арестованное имущество (п. 7 комментария к ст. 132 УПК «Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь. Часть первая. Общие положения. Раздел VI. Иные общие положения. Глава 17. Гражданский иск в уголовном процессе (статьи 148–157)»).
Так как в изложенной ситуации говорится об аресте здания клуба, то это значит, что собственником здания клуба продолжает оставаться организация.
Теперь определимся с налоговыми обязательствами организации в отношении арестованного здания и уточним, не предусмотрены ли в его отношении какие-либо льготы по налогу на недвижимость |*|.
У организаций объектами обложения налогом на недвижимость признаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций. Исключение составляют объекты, перечисленные в п. 2 ст. 227 НК (подп. 1.1 п. 1 ст. 227 НК).
Здание клуба не подпадает под эти исключения, перечисленные в п. 2 ст. 227 НК.
Льготы по налогу на недвижимость предусмотрены ст. 228 НК. В частности, льготы в отношении организаций культуры перечислены в подп. 1.4 п. 1 ст. 228 НК.
Организация культуры – это юридическое лицо, которое осуществляет в качестве основной деятельности культурную деятельность (подп. 1.2 п. 1 ст. 1 Кодекса о культуре [4]).
Основные типы организаций культуры перечислены в п. 4 ст. 51 Кодекса о культуре и включают в т.ч. клубы, дома культуры, молодежные культурные центры и др.
Однако для применения этой льготы организация должна осуществлять в качестве основной деятельности культурную деятельность и признаваться в установленном порядке организацией культуры.
В нашей ситуации основная детальность организации – производство промышленной продукции. Следовательно, она не отвечает условиям подп. 1.2 п. 1 ст. 1 Кодекса о культуре .
Организации, для которых культурная деятельность не является основной деятельностью и которые соответственно не относятся к категории организаций культуры, хотя и имеют в своем составе такие объекты, как здания клубов, домов культуры и др., не вправе в отношении этого недвижимого имущества применять льготу по налогу на недвижимость, указанную в подп. 1.4 п. 1 ст. 228 НК.
Из вышеизложенного следует, что организация должна исчислять и уплачивать налог на недвижимость по зданию клуба. Ставка налога на недвижимость – 1 % (подп. 1.1 п. 1 ст. 230 НК).
Налоговая база налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), числящимся в бухгалтерском учете в составе основных средств, определяется исходя из их остаточной стоимости на 1 января года, за который исчисляется налог (абз. 2 п. 1 ст. 229 НК).
Отметим, что местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость не более чем в 2 раза отдельным категориям плательщиков на 2020 г. и последующие годы (абз. 1 и 3 п. 2 ст. 230 НК) |*|.
* Особенности исчисления и уплаты налога на недвижимость и земельного налога в вопросах-ответах
Ситуация 2
У здания при реконструкции увеличилась площадь
У белорусской торговой организации в собственности есть объекты недвижимости, числящиеся у нее на балансе, по которым не позднее 20 марта 2020 г. сдана налоговая декларация по налогу на недвижимость. В сентябре 2019 г. была начата и в начале марта 2020 г. завершена реконструкция здания одного торгового объекта, при которой увеличилась его площадь. Акт приемки реконструируемого объекта в эксплуатацию утвержден 12.03.2020. Государственная регистрация этого объекта произошла в апреле 2020 г.
Возникает ли у организации необходимость доплаты налога на недвижимость в 2020 г. и подачи в налоговый орган уточненной декларации?
Такая необходимость отсутствует. Организации не надо производить перерасчет налога на недвижимость за 2020 г. и представлять уточненную декларацию.
Обоснуем наш ответ.
Так как здание торгового объекта не подпадает под исключения, указанные в п. 2 ст. 227 НК, для расчета налога на недвижимость необходимо определить налоговую базу этого налога.
В качестве налоговой базы по капитальным строениям, учитываемым в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы, принимается их остаточная стоимость исходя из их наличия на 1 января календарного года, за который исчисляется налог (абз. 2 п. 1 ст. 229 НК).
Для расчета остаточной стоимости необходимо знать первоначальную стоимость основного средства и накопленную по нему за весь период эксплуатации сумму амортизации и обесценения.
За 2019 г. декларация по налогу на недвижимость была подана не позднее 20 марта 2019 г. В налоговой базе налога на недвижимость была учтена остаточная стоимость здания торгового объекта по состоянию на 01.01.2019.
Несмотря на то что реконструкция велась в 2019 г., по состоянию на 01.01.2020 сумма затрат на реконструкцию торгового здания, которая накапливалась на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы», не оказала влияния ни на первоначальную, ни на остаточную стоимость этого здания |*|.
* Как избежать ошибок при уплате налога на недвижимость при аренде помещений
Декларацию по налогу на недвижимость за 2020 г. с указанием годовой суммы налога и сумм, подлежащих уплате поквартально, организация, как и положено, представила в налоговый орган не позднее 20 марта 2020 г.
Следует учесть, что первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев (п. 14 Инструкции № 26 [5]):
– реконструкции (модернизации, реставрации), проведения иных аналогичных работ;
– переоценки в соответствии с законодательством;
– иных случаев, установленных законодательством.
Фактические суммы затрат, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) основных средств, проведением иных аналогичных работ, учтенные на счете 08, списываются с этого счета в дебет счета 01 «Основные средства» по окончании работ (часть первая п. 20 Инструкции № 26).
Реконструкция здания торгового объекта завершена в начале марта 2020 г., и в марте 2020 г. утвержден акт приемки объекта в эксплуатацию.
Но на счете 01 суммы затрат по реконструируемому объекту будут отражены после получения правоустанавливающих документов (свидетельства (удостоверения) о его государственной регистрации) (п. 4 Инструкции № 26).
В нашем случае государственная регистрация этого объекта произошла в апреле 2020 г.
Соответственно первоначальная стоимость этого здания изменилась (увеличилась) по состоянию на 01.05.2020 так же, как и его остаточная стоимость.
Случаи, при наступлении которых в текущем налоговом периоде должна быть произведена корректировка исчисленной годовой суммы налога на недвижимость, перечислены в пп. 4, 5, 7, 9 ст. 232 НК.
К ним относятся:
– выбытие либо приобретение (возникновение) объектов налогообложения в течение налогового периода (пп. 4, 5 ст. 232 НК);
– утрата отдельными организациями в течение налогового периода статуса плательщика налога на недвижимость либо признание плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций (п. 5 ст. 232 НК );
– возникновение либо утрата права на освобождение от налога на недвижимость в течение налогового периода (п. 7 ст. 232 НК).
Напомним, налоговым периодом по налогу на недвижимость признается календарный год (ст. 231 НК);
– переход организации с особого режима налогообложения, не предусматривающего исчисление и уплату налога на недвижимость, на общий порядок налогообложения либо на особый режим налогообложения, предусматривающий исчисление и уплату налога на недвижимость (п. 9 ст. 232 НК), и др.
Как видим, в ст. 232 НК среди случаев, когда следует выполнять перерасчет налога на недвижимость, отсутствуют реконструкция зданий и изменение налоговой базы налога на недвижимость в течение налогового периода.
Следовательно, у организации отсутствует обязанность перерассчитывать налог на недвижимость за 2020 г., представлять уточненную декларацию по налогу на недвижимость за 2020 г. |*| и производить доплату налога.
Если по состоянию на 01.01.2021 здание торгового объекта по-прежнему будет находиться на балансе организации, то в налоговую базу налога на недвижимость за 2021 г. следует включить остаточную стоимость здания, сформированную с учетом затрат на его реконструкцию, учтенных в сметах затрат и актах выполненных работ (оказанных услуг). Налог на недвижимость будет исчисляться в размере 1 % от остаточной стоимости реконструированного здания.