Реализация изготовленной продукции через фирменный магазин: правильно ведем бухучет и исчисляем налоги (Комментарий отдельных норм Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50)

05 мая 2014

В материале рассмотрена ситуация, когда магазин выделен на отдельный баланс и является самостоятельным плательщиком налогов.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц (п. 3 ст. 13 Налогового кодекса РБ).

Для обобщения информации о расчетах, в т.ч. по передаче имущества, с филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями организации, имеющими отдельные балансы, предназначен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (п. 61 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50; далее – План счетов).

При передаче продукции собственного производства в фирменный магазин организации такая продукция является со стороны организации продукцией собственного производства, а со стороны филиала – товаром.

Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товаров, тары, кроме используемой для осуществления технологического процесса производства (технологическая тара) и для хозяйственных нужд, в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность, а также предметов проката (п. 32 Плана счетов).

В связи с тем что филиал ведет обособленную деятельность и учитывает ее на отдельном от иной деятельности организации балансе, рекомендуем при отражении в бухгалтерском учете филиала (фирменного магазина) полученной продукции использовать счет 41.

При передаче продукции в филиал (фирменный магазин) ее стоимость в передающем подразделении (организации) отражают по дебету счета 79 и кредиту счета 43, а при отражении полученной продукции филиалом (фирменным магазином) – по дебету счета 41 и кредиту счета 79. При этом на счете 41 можно предусмотреть субсчет (аналитический счет) «Продукция собственного производства, переданная в фирменный магазин». Для определения стоимостной оценки переданной продукции применяют методику, установленную для расчета себестоимости продукции в учетной политике организации.

Если себестоимость произведенной (отгруженной, переданной) продукции определяется по итогам отчетного месяца, то продукция передается в филиал (фирменный магазин) по учетным ценам (отпускным, плановой себестоимости и т.д.). Величину, принимаемую за учетную цену, определяют в учетной политике организации.

По хозяйственным операциям, совершаемым в пределах одного юридического лица, доходы не признаются. Поэтому передачу продукции фирменному магазину для реализации нельзя признать реализацией. Законодательство не предусматривает вариант реализации самому себе (п. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).

Таким образом, при передаче продукции филиалу (фирменному магазину) выручка не возникает, она появится после реализации данной продукции филиалом (фирменным магазином) третьим лицам.

Аналогичные подходы применяются и для целей налогообложения.

 

Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014 № 18, c. 46

Владимир Сузанский, аудитор, директор ООО "Грант Торнтон Консалт"

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup