Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» закреплена обязанность ведения бухгалтерского учета всеми юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Беларусь, филиалами и представительствами, в т.ч. иностранных организаций, хозяйственными группами, простыми товариществами, государственными органами, а также индивидуальными предпринимателями.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении. Благодаря бухгалтерскому учету формируется полная и достоверная информация о деятельности и имущественном положении организации, необходимая внешним и внутренним пользователям.
Различают две формы организации работы бухгалтерии: децентрализованную и централизованную.
При децентрализованной форме наряду с бухгалтерией, входящей в аппарат управления организацией, предусмотрено существование самостоятельных бухгалтерий в подразделениях организации. В центральную бухгалтерию организации от бухгалтерий структурных подразделений поступает отчетность, на основании которой составляются сводная отчетность и баланс в целом по организации. При такой форме организации работы бухгалтерии основные функции учета осуществляют бухгалтерии структурных подразделений.
При централизации учета все учетные работы, т.е. обработка первичных документов, организация аналитического и синтетического учета, составление сводной отчетности и баланса, сосредоточены в центральной бухгалтерии.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителей, практическое же руководство бухгалтерским учетом осуществляют главные бухгалтеры.
Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.
Руководитель организации должен обеспечить:
· неукоснительное выполнение всеми работниками и подразделениями требований главного бухгалтера по соблюдению правил ведения бухгалтерского учета;
· надлежащую постановку оперативного учета материальных ценностей и обязательств, что позволит своевременно и достоверно отражать хозяйственные операции в бухгалтерском учете.
Руководители унитарных частных предприятий имеют право лично вести бухгалтерский учет и составлять отчетность, если это оговорено в уставе.
Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» руководителям организаций дано право принимать решение о структуре бухгалтерии и способах ведения учета. В зависимости от объема учетной работы организации могут:
· возложить ведение бухгалтерского учета на бухгалтера, состоящего в штате организации;
· создать бухгалтерскую службу как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
· передать ведение учета на договорных началах организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности или индивидуальному предпринимателю.
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.
Прием и сдачу дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляют актом.
В функции главного бухгалтера входят:
· руководство бухгалтерией как структурным подразделением;
· постановка и ведение бухгалтерского учета;
· формирование учетной политики;
· составление и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.
Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.
У главного бухгалтера, как и у других работников, есть права, обязанности, ответственность, которые отражаются в его должностной инструкции.
Если ведение бухгалтерского учета возложено на бухгалтерскую службу как самостоятельное структурное подразделение, то организации рекомендуется разработать и утвердить положение о бухгалтерии.
Положение о бухгалтерии – это документ, регламентирующий деятельность подразделения и определяющий его статус, место в системе управления и внутреннюю организацию.
Положение о бухгалтерии включает такие разделы, как:
· общие положения;
· задачи и функции;
· структура и штаты;
· взаимоотношения с другими структурными подразделениями;
· права;
· ответственность;
· показатели оценки работы бухгалтерии и формы стимулирования труда.
В настоящее время сложились два основных типа организации работы бухгалтерской службы на предприятии:
· линейная;
· вертикальная.
При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии характерна для небольших предприятий.
При значительной численности аппарата бухгалтерии могут создаваться промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), возглавляемые руководителями структурных подразделений, – это вертикальный тип организации работы бухгалтерской службы. Данная структура бухгалтерии применяется, как правило, на средних и крупных предприятиях.
Должностной состав работников бухгалтерии закрепляется в штатном расписании, утверждаемом руководителем предприятия.
Успешная работа аппарата бухгалтерии зависит от правильного распределения обязанностей между ее работниками (бухгалтерами). Обязанности, права и ответственность каждого работника бухгалтерии определяются должностными инструкциями, которые разрабатывают главный бухгалтер либо руководители структурных подразделений.
В должностные инструкции целесообразно включить следующие разделы:
· общие положения;
· функции;
· должностные обязанности;
· права;
· ответственность.
Организации и их должностные лица, нарушающие законодательство о бухгалтерском учете и отчетности, несут ответственность в соответствии с законодательством РБ.