Основополагающим нормативным документом при учете расходов организации является Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).
Затраты – это стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получать экономические выгоды в будущих периодах (п. 2 Инструкции № 102). Затраты делятся на прямые и косвенные.
В состав прямых материальных затрат включается стоимость израсходованного сырья и материалов, составляющих основу производимой продукции, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и других материалов, стоимость которых может быть прямо включена в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг (п. 9 Инструкции № 102).
Таким образом, в Инструкции № 102 не предусмотрено, что учет расхода материалов при формировании себестоимости продукции (работ, услуг) должен вестись с соблюдением норм.
Однако это не означает, что о нормах расхода материальных ресурсов можно забыть. На сегодняшний день продолжает действовать постановление Совета Министров РБ от 31.05.1999 № 806 «О совершенствовании организации нормирования затрат на производство и реализацию товаров (продукции, работ, услуг)». В подп. 1.1 п. 1 этого постановления сказано, что организацию нормирования затрат на производство и реализацию товаров (продукции, работ, услуг) осуществляют:
– министерства и другие республиканские органы государственного управления – по подведомственным им предприятиям республиканской формы собственности;
– объединения, подчиненные Правительству, – по предприятиям всех форм собственности, входящим в их состав;
– облисполкомы и Минский горисполком – по предприятиям коммунальной и негосударственной форм собственности, а также по индивидуальным предпринимателям.
Для многих организаций (не подведомственных вышеуказанным государственным органам и организациям) процедура согласования норм расхода материалов так и не была установлена. В сложившейся ситуации такие организации самостоятельно разрабатывают, утверждают и применяют нормы расхода материальных ресурсов исходя из технической и технологической документации.
Заметим, что Минтранс разрабатывает и утверждает в соответствии с законодательством технические нормативные правовые акты, нормы в области транспортной деятельности.
Топливно-энергетические ресурсы – совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике (ст. 1 Закона РБ от 15.07.1998 № 190-З «Об энергосбережении»). Постановлением Минэкономики РБ от 25.02.2000 № 30 установлен перечень материальных ресурсов, относящихся к топливно-энергетическим. В этот перечень смазочные материалы не входят.
На сегодняшний день отсутствует нормативный документ, обязывающий организации устанавливать нормы расхода смазочных материалов и руководствоваться ими при ведении бухгалтерского учета расходов и налогового учета затрат. Следовательно, затраты на смазочные материалы могут учитываться в бухгалтерском и налоговом учете по факту их использования в производственных целях на основании оформленных в организации первичных учетных документов.
Однако при осуществлении транспортной деятельности смазочные материалы составляют заметную статью расходов, обусловленную технологией использования транспортных средств, в связи с чем рекомендовано установление норм их расхода организациями самостоятельно. При этом можно использовать методику, которую ранее довел до организаций Минтранс письмом от 01.01.1999 «Сборник норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, автотракторную технику, суда, машины, механизмы и оборудование Республики Беларусь». В названном письме также содержатся нормы расхода смазочных материалов, предусмотренные к применению при эксплуатации автомобильного транспорта.
Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014 № 26, c. 42