В магазинах самообслуживания (когда покупатель имеет прямой доступ к товару) одной из причин товарных потерь признана «забывчивость» отдельных покупателей. «Забывают» они произвести расчет за приобретенные товары. Обычно такие случаи выявляются только по результатам инвентаризации, и найти реальных виновных лиц не удается.
Для списания недостачи товаров сверх норм естественной убыли в торговой организации, работающей по методу самообслуживания, возможно использование начисленного в межинвентаризационный период резерва в связи с «забывчивостью» покупателей.
Чего можно избежать с помощью создания резерва в связи с «забывчивостью» покупателей
Создание и использование резерва в связи с «забывчивостью» покупателей в магазинах самообслуживания позволяет:
– не допускать необъективной оценки суммы возникшей недостачи;
– не допускать необоснованного взыскания недостачи с материально ответственных лиц;
– исключить неравномерное отражение потерь, возникших при хранении товаров в торговом зале магазина самообслуживания, учитываемых при налогообложении прибыли.
Что необходимо учитывать при разработке норм на списание товарных потерь в связи с «забывчивостью» покупателей
Расчет сумм потерь товаров, реализуемых в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания с открытой выкладкой, следует производить, руководствуясь Методическими рекомендациями по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров, утвержденными приказом Минторга Республики Беларусь от 27.10.1999 № 113 (далее – Методические рекомендации № 113). При разработке норм потерь товаров в связи с «забывчивостью» покупателей необходимо принимать за основу примерный перечень товаров, рекомендуемых для реализации в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров (приложение 1 к Методическим рекомендациям № 113), а также учитывать рекомендации по запрету на реализацию в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания отдельных видов товаров (антиквариат, ювелирные изделия, часы наручные, изделия из натурального меха, парфюмерно-косметические товары (приложение 2 к Методическим рекомендациям № 113)).
Рекомендуемая форма расчета потерь товаров по магазину (отделу, секции) самообслуживания, подлежащих списанию за межинвентаризационный период, приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям № 113.
<...>
Полный текст материалов пособия "Инвентаризация" доступен подписчикам электронного "Главного Бухгалтера".