Важное в статье:
- Какие варианты возможны
- Реализуем электромобиль
- Разбираем электромобиль на пригодные для использования компоненты
- Передаем электромобиль на утилизацию
- Что делать с отработанной аккумуляторной батареей электромобиля
В последние годы все больше организаций приобретают электромобили для использования в своей деятельности. И рано или поздно такое транспортное средство приходит в негодность. Какие варианты действий организации возможны в таком случае? Что делать с отработанной аккумуляторной батареей электромобиля? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.
Какие варианты возможны
С практической точки зрения у субъекта хозяйствования, который решил избавиться от ненужного электромобиля, есть три возможных варианта действий:
– реализовать электромобиль иному субъекту хозяйствования или физическому лицу;
– разобрать его, чтобы извлечь комплектующие, которые впоследствии можно использовать в качестве запчастей на иных транспортных средствах или реализовать;
– передать электромобиль на утилизацию.
Подробно рассмотрим каждый способ обращения.
Справочно: в соответствии с Правилами:
• электромобиль ‒ транспортное средство, приводимое в движение только электродвигателем от внутреннего перезаряжаемого источника электроэнергии (подп. 2.772 п. 2 Правил);
• транспортное средство ‒ устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования (подп. 2.69 п. 2 Правил).
Документ: Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее ‒ Правила).
Реализуем электромобиль
С природоохранной и экономической точки зрения, лучше всего именно попытаться реализовать ненужный электромобиль. Ведь это не приведет к образованию отходов.
Если фактический срок эксплуатации электромобиля в вашей организации меньше срока его службы, установленного предприятием-изготовителем и указанного в эксплуатационной документации, в качестве цены реализации можете использовать его остаточную стоимость согласно бухгалтерскому учету.
Разбираем электромобиль на пригодные для использования компоненты
К данному методу прибегают, как правило, субъекты хозяйствования, имеющие большой автомобильный парк и так называемые авторазборки. В этом случае из транспортного средства извлекаются пригодные для использования компоненты для последующей их установки на иные транспортные средства или реализации.
Применяйте этот метод, если электромобиль поврежден (в дорожно-транспортном происшествии, при чрезвычайной ситуации, в связи с погодными явлениями) настолько, что его нецелесообразно восстанавливать, но имеет большой остаточный срок эксплуатации.
Отметим, что при разборке электромобиля образуются отходы. К ним будут относиться вещества и материалы, которые нельзя повторно использовать в организации или реализовать.
В табл. 1 приведена информация об основных видах материалов, используемых при изготовлении той или иной части электромобиля, и видах отходов, которые будут образовываться у субъекта хозяйствования при переводе этих материалов в разряд отходов согласно ОКРБ 021-2019.
Таблица 1
Виды отходов, которые будут образовываться при разборке транспортного средства
Наименование элемента автомобиля |
Материал, из которого изготавливается элемент |
Вид отхода (код, класс опасности) к которому относится элемент |
Цель передачи отходов иному субъекту хозяйствования |
Внешний корпус электромобиля |
|||
Лобовое стекло |
Триплексное стекло |
<..> | <..> |
Боковые и задние автостекла |
Закаленное стекло |
<..> | <..> |
Фары |
Поликарбонат |
<..> | <..> |
<..> | <..> | <..> | <..> |
Кабина электромобиля |
|||
Обшивка приборной панели, дверей, крыши |
Пластмасса различных видов |
<..> | <..> |
Карпет |
<..> | <..> | |
Обшивка сидений (внешняя) |
Текстильный материал природного или синтетического происхождения |
<..> | <..> |
<..> | <..> | <..> | <..> |
Багажный отсек электромобиля |
|||
Обшивка |
Карпет |
<..> | <..> |
Пластмасса различных видов |
<..> | <..> | |
«Моторный» отсек электромобиля |
|||
Охлаждающая жидкость |
Тосол, антифриз и др. |
<..> | <..> |
Тормозная жидкость |
Химический состав зависит от типа применяемой жидкости |
<..> | <..> |
<..> | <..> | <..> | <..> |
В табл. 2 приведены отходы согласно ОКРБ 021-2019, относящиеся к лому и отходам черных и цветных металлов, которые будут образовываться при разборке автомобиля.
Таблица 2
Перечень отходов, относящихся к лому и отходам черных и цветных металлов, образующиеся при разборке автомобиля
Наименование компонента (детали) автомобиля |
Наименование отхода (код; класс опасности) |
Корпус автомобиля, подавляющее большинство металлических деталей |
<..> |
Провода, обмотка генератора и др. |
<..> |
Крепежи и др. |
<..> |
Отметим, что перечень отходов, которые будут образовываться при разборке конкретного электромобиля, зависит от его вида и комплектации. При идентификации отходов руководствуйтесь правилами, изложенными в разд. 4 «Основные правила идентификации» ОКРБ 021-2019.
Передаем электромобиль на утилизацию
Под передачей автомобиля на утилизацию в этой статье подразумевается его реализация субъекту хозяйствования в качестве металлолома с целью переплавки и использования для производства новых металлических изделий.
Что делать с отработанной аккумуляторной батареей электромобиля
При выборе второго или третьего варианта обращения с пришедшим в негодность электромобилем извлеките из него отработанную аккумуляторную батарею.
- Организация эксплуатирует электромобиль: учет потребляемой электроэнергии и зарядных станций
- Установление нормы расхода топлива на гибридный электромобиль
- Как электромобили учитываются в бухгалтерском учете
- Инвестиционный вычет по электромобилям: что нужно знать бухгалтеру
- Что делать со старыми аккумуляторами и аккумуляторными батареями