Мнение бухгалтеров по решению проблемы: что такое экономия средств, предусмотренных на оплату труда?
Наш читатель, главный бухгалтер одного из крупных бюджетных учреждений, ответил на этот вопрос следующим образом:
«Каких-либо пояснений или методик по определению экономии средств на оплату труда в нормативных правовых актах я не нашла. В моем понимании, экономия средств, предусмотренных на оплату труда, – это разница между плановым и фактически начисленным фондом оплаты труда».
Такое мнение высказывают многие из опрошенных нами бухгалтеров. Попытаемся разобраться более подробно в данном вопросе.
Законодательное определение понятия «экономия средств, предусмотренных на оплату труда»
Данное понятие упоминается еще в постановлении Минтруда РБ от 30.01.1996 № 6 «О введении в действие с 1 января 1996 г. Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и приведении в соответствие с ней условий оплаты труда работников бюджетной сферы».
Интересным является то, что фактически оно введено постановлением Минтруда, а порядок его применения разъясняется Минфином.
Справочно: в редакции журнала «Зарплата в бюджетной организации» отсутствуют какие-либо сведения о наличии официальных разъяснений Минтруда или Минтруда и соцзащиты о порядке расчета экономии средств, предусмотренных на оплату труда.
В настоящее время понятие «экономия средств, предусмотренных на оплату труда» применяется исключительно в одной норме постановления Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее – постановление № 6).
Эта норма касается порядка премирования работников бюджетных организаций и какого-либо методологического пояснения не имеет.
В законодательстве в настоящее время нет определения данному понятию.
Куда можно направить экономию средств, предусмотренных на оплату труда?
Руководители бюджетных организаций вправе производить премирование работников, направляя на эти цели выделенные из бюджета средства в размере 20 % планового фонда заработной платы и экономию средств, предусмотренных на оплату труда (подп. 2.8 п. 2 приложения 1 к постановлению № 6).
Следовательно, можно сделать вывод о том, что названная экономия может направляться исключительно на цели премирования работников бюджетных организаций и не может быть направлена на иные цели, например на выплату повышения, предусмотренного Декретом Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».
При этом необходимо помнить об отраслевых особенностях формирования условий оплаты труда.
Например, руководители научных организаций имеют право направлять на установление надбавок стимулирующего характера и на премирование бюджетные средства в размере до 40 % планового фонда заработной платы и экономию средств, предусмотренных на оплату труда (подп. 2.1 п. 2 приложения 5 к постановлению № 6).
Методология расчета экономии средств, предусмотренных на оплату труда
В связи с отсутствием единого подхода к расчету данного показателя предлагаем воспользоваться нормами ст. 6 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете).
Названной статьей установлено, что ведение бухгалтерского учета осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством РБ. Под учетной политикой понимается совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией.
Таким образом, в учетной политике бюджетной организации можно прописать порядок расчета экономии средств, предусмотренных на оплату труда.
Подробнее читайте в журнале «Зарплата в бюджетной организации» № 2 / 2013, с. 33
Скачать счет на журнал «Зарплата в бюджетной организации» на 1-е полугодие (№ 1-12)