С 1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС).
Рассмотрим наиболее значимые для перевозчиков положения ТК ЕАЭС.
1. Усовершенствован подход к предварительному информированию о товарах, перемещаемых различными видами транспорта (ст. 11 ТК ЕАЭС).
Если предварительная информация для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение, должна будет подаваться в обязательном порядке, то для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля – по желанию.
Предварительная информация в виде электронного документа может быть использована при совершении следующих таможенных операций:
– уведомление о прибытии товаров;
– помещение товаров на временное хранение;
– таможенное декларирование при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
– таможенное декларирование транспортного средства международной перевозки;
– таможенное декларирование экспресс-грузов, ввозимых воздушным транспортом для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В качестве предварительной информации могут использоваться сведения, заявленные в таможенной декларации в виде электронного документа, при предварительном таможенном декларировании.
2. Закреплен приоритет электронного таможенного декларирования (п. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС).
Предварительная информация либо транзитная декларация в электронном виде в обязательном порядке перевозчик должен подписывать электронной цифровой подписью. Порядок приобретения ключей (для заверения сведений в электронном виде) будет регулироваться законодательством членов ЕАЭС, в таможенный орган которых будет представляться предварительная информация либо транзитная декларация.
Таможенное декларирование в письменной форме сохранилось. Но будет допускаться только:
– при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
– в отношении товаров для личного пользования;
– в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
– в отношении транспортных средств международной перевозки;
– при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих либо иных документов.
3. Отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов (п. 3 ст. 82 ТК ЕАЭС).
4. Предусмотрена подача транзитной декларации или декларации на транспортное средство без представления таможенному органу документов, на основании которых они заполнены.
Согласно ТК ЕАЭС подача транзитной декларации в электронном виде не должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в транзитной декларации. Исключение – случаи, описанные в п. 8 ст. 109 ТК ЕАЭС.
Подача декларации на транспортное средство в виде электронного документа также не должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на транспортное средство (ст. 278 ТК ЕАЭС).
5. Предусмотрена возможность непредставления в таможенный орган электронного вида транзитной декларации.
Это возможно при одновременном выполнении следующих условий:
1) если в качестве транзитной декларации перевозчик будет использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в т.ч. предусмотренные международными договорами государств – членов ЕАЭС с третьей стороной (к примеру, книжка МДП либо АТА);
2) если перевозчик представит в соответствии со ст. 11 ТК ЕАЭС предварительную информацию, содержащую сведения, указанные в п. 1 ст. 107 ТК ЕАЭС;
3) если будут отсутствовать расхождения между предварительной информацией и сведениями, содержащимися в указанных документах.
То есть при выполнении вышеперечисленных условий подача транзитной декларации может не сопровождаться представлением таможенному органу ее электронного вида (п. 6 ст. 109 ТК ЕАЭС).
6. Сокращены сроки выпуска товаров (ст. 119 ТК ЕАЭС).