(Комментарий к отдельным нормам таможенного законодательства)
Поручительство – один из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которое преимущественно используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Порядок использования поручительства, а также лиц, которые могут выступать поручителями перед таможенными органами, определяет каждое государство – член ЕАЭС на уровне национального законодательства.
Подходы к порядку использования поручительства как одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов после вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) останутся неизменными.
В республике поручительство, применяемое в таможенной сфере, регулируется:
– подп. 2.3 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования» (далее – Указ № 319);
– Положением об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 (далее – Положение № 1374).
Согласно Указу № 319 поручительство как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов оформляется путем заключения между поручителем и таможней договора поручительства. Данный договор включает обязанность поручителя исполнить в полном объеме обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов плательщика в случае неисполнения последним такой обязанности, обеспеченной поручительством.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении поручителем своей обязанности таможенный орган вправе взыскивать с него причитающиеся к уплате суммы таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством о таможенном регулировании и (или) актами Президента Республики Беларусь.
К иным правоотношениям, вытекающим из договора поручительства, применяются нормы гражданского законодательства Республики Беларусь, установленные для данного вида договора.
Кроме того, все заинтересованные субъекты хозяйствования на равных условиях, как и в настоящее время, смогут подавать в таможенный орган заявление о признании поручителем.
Важно! Вышеизложенные нормы будут применяться и после вступления в силу ТК ЕАЭС.
Также обращаем внимание, что в рамках приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с положениями ТК ЕАЭС нормы, касающиеся порядка заключения договоров поручительства и включенные в Указ № 319, будут дополнены в части возможности использования поручительства для целей обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.
Такие договоры будут заключаться в том же порядке и на тех же условиях, что и договоры поручительства по обеспечению исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2017, № 47