Содержание статьи:
- В чем заключается помощь организациям?
- Как определить размер помощи?
- Процедура получения субсидии
- Субсидия включает и страховые взносы
- Как субсидию отразить в учете
В чем заключается помощь организациям?
Организациям дано право на получение субсидии из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь для осуществления:
1) доплат до величины минимальной заработной платы (МЗП) двум категориям работников:
– не работающим в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. в связи с простоем не по вине работника;
– которым установлено в этом периоде неполное рабочее время по инициативе нанимателя.
2) уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда, исчисленных из размера доплат работникам.
Указанная норма не распространяется на бюджетные организации и организации, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.05.2020 № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан»; далее – Указ № 178).
Указ № 178 носит временный характер и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 мая 2020 г. (п. 7 Указа № 178).
Как определить размер помощи?
Размер доплаты определяется как разница между величиной МЗП и начисленными суммами заработной платы за дни простоя не по вине работника, отработанные рабочие дни, в т.ч. в режиме неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, за рабочие дни.
Величина МЗП определяется из размера месячной МЗП пропорционально общему количеству дней простоя не по вине работника, отработанных рабочих дней, в т.ч. в режиме неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, и рабочих дней, за которые сохраняется средний заработок в случаях, предусмотренных законодательством, к количеству рабочих дней в месяце. При установлении работнику неполной рабочей недели по инициативе нанимателя в количество отработанных рабочих дней включаются рабочие дни, запланированные правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работ (сменности) до установления неполной рабочей недели по инициативе нанимателя.
Действия организации:
1) открывает в банке счет на балансовом счете 3605 «Средства бюджетов на текущих (расчетных) банковских счетах коммерческих, некоммерческих организаций, небанковских финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц» (далее – счет 3605).
Справочно: счет 3605 предназначен для учета средств республиканского и местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, находящихся на текущих (расчетных) банковских счетах распорядителей и (или) получателей средств (подп. 35.5 п. 35 Инструкции о порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.08.2013 № 506);
2) обращается в местный исполнительный и распорядительный орган по месту ее регистрации не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, за который начислена заработная плата работникам;
3) представляет следующие документы:
– заявление о предоставлении субсидии с указанием размеров доплат работникам и обязательных страховых взносов в бюджет фонда;
– копию выписки банка об открытии счета;
– копию приказа об объявлении простоя не по вине работника, установлении неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, заверенной в соответствии с законодательством;
– расчет размеров доплат работникам по каждому работнику и обязательных страховых взносов в бюджет фонда;
4) при положительном решении вопроса не позднее первого рабочего дня, следующего за днем поступления денежных средств, производит доплату работникам в полном объеме.
Действия местного исполнительного и распорядительного органа:
1) в течение 10 рабочих дней со дня обращения организации принимает решение:
– либо о предоставлении субсидии;
– либо об отказе в ее предоставлении с указанием причин;
2) имеет право запрашивать и получать дополнительные сведения и (или) документы, необходимые для принятия решения;
3) при принятии положительного решения не позднее первого рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляет его в соответствующие областные, Минское городское управления Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – орган Фонда) с указанием:
– суммы средств, необходимых для осуществления доплат;
– суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда;
– реквизитов для перечисления субсидии.
Действия органа Фонда
Орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения положительного решения обеспечивает перечисление организации средств, необходимых для осуществления доплат работникам, а также уплату обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
Субсидия включает и страховые взносы
Исчисленные обязательные страховые взносы из размера доплат работникам (включая удержанный 1 % для работающих граждан), являющиеся составной частью субсидии, уплачиваются за организацию непосредственно органами Фонда.
Полученная сумма субсидии в полном объеме (сумма доплат работникам + обязательные страховые взносы) подлежит отражению:
– в бухгалтерском учете организации;
– отчете по форме 4-фонд;
– данных персонифицированного учета.
Такие разъяснения приведены на официальном сайте Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты населения Республики Беларусь (https://www.ssf.gov.by/ru/news-ru/view/o-vremennyx-merax-gosudarstvennoj-podderzhki-nanimatelej-i-otdelnyx-kategorij-grazhdan-11230/).
Как субсидию отразить в учете
По действующим правилам полученная из бюджета финансовая помощь отражается в бухгалтерском учете коммерческих организаций в составе доходов будущих периодов с последующим отнесением в состав доходов в тех отчетных периодах, в которых будут понесены соответствующие расходы, возмещаемые за счет этой финансовой помощи.
Финансовая помощь, не связанная с будущими расходами или компенсирующая расходы прошлых периодов, отражается в бухгалтерском учете коммерческих организаций в составе доходов отчетного периода (п. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112; далее – Инструкция № 112).
Финансовая помощь, полученная и использованная коммерческими организациями на финансирование текущих расходов, отражается в бухгалтерском учете записями:
Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» – К-т 98 «Доходы будущих периодов»
– на сумму полученной финансовой помощи;
Д-т 98 – К-т 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»)
– на сумму использованной финансовой помощи в том отчетном периоде, в котором понесены соответствующие расходы, возмещаемые за счет этой финансовой помощи (п. 7 Инструкции № 112).
Субсидии, предусмотренные Указом № 178, будут предоставляться организациям Фондом. Полагаем, что их получение и использование следует отражать с использованием счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Субсидии, использованные на осуществление доплат работникам, отражаются на счете 90 (субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»).
На счете 90 (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности») отражаются:
– не компенсируемые виновными лицами потери от простоев по внешним причинам;
– другие расходы по текущей деятельности (п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).
Суммы субсидии, полученные организацией из бюджета Фонда, отражаются записью:
Д-т 51 – К-т 69 (п. 54 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
В бухгалтерском учете организации, подучающей субсидию, следует отразить (см. таблицу):
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Начислена заработная плата работникам, которым установлено неполное рабочее время (далее – заработная плата) |
20, 25 и др. |
70 |
Начислена оплата работнику за время простоя |
90-10 |
70 |
Удержаны страховые взносы в ФСЗН из заработной платы и оплаты за время простоя |
70 |
69 |
Рассчитаны страховые взносы в ФСЗН от заработной платы
|
20, 25 и др. |
69 |
Рассчитаны страховые взносы в ФСЗН от суммы, начисленной за время простоя
|
90-10 |
69 |
Исчислены страховые взносы в Белгосстрах от заработной платы |
20, 25 и др. |
76 |
Исчислены страховые взносы в Белгосстрах от оплаты за время простоя |
90-10 |
76 |
Удержан подоходный налог от заработной платы и оплаты за время простоя |
70 |
68 |
Произведена выплата работникам |
70 |
51, 50 |
Получена субсидия согласно Указу № 178 для осуществления доплаты работникам |
51 (55) |
69 |
Отражено получение субсидии в части уплаты обязательных страховых взносов в бюджет Фонда, исчисленных из размера доплат работникам с учетом удержания в размере 1 % (оплата производится Фондом самостоятельно) |
69 |
69 |
По мере осуществления доплат до МЗП полученная субсидия отражена в составе прочих доходов по текущей деятельности |
69 |
90-7 |
Начислена доплата до МЗП работникам, для которых в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. объявлен простой с частичной оплатой не по вине работника, а также работникам, которым установлено в этом периоде неполное рабочее время по инициативе нанимателя |
90-10 |
70 |
Удержаны страховые взносы в ФСЗН из суммы доплаты (1 %) |
70 |
69 |
Рассчитаны страховые взносы в ФСЗН от суммы доплаты (34 %) |
90-10 |
69 |
Рассчитаны страховые взносы в Белгосстрах от суммы доплаты |
90-10 |
76 |
Удержан подоходный налог от суммы доплаты |
70 |
68 |
Произведена выплата доплаты |
70 |
51 (50) |
Как следует из Указа № 178, субсидия покрывает кроме собственно доплаты работникам уплату обязательных страховых взносов в бюджет фонда, следовательно, страховые взносы в Белгосстрах от суммы доплаты организация должна оплатить за счет собственных средств.