Какие основные изменения произошли в 2015 году в сфере обращения с отходами товаров и упаковки

18 декабря 2015

Подошел к концу 2015 г. Самое время проверить, все ли нормы законодательства организация учла в текущем году.

Вспомним, какие изменения и дополнения произошли в текущем году в сфере обращения с отходами товаров и упаковки.

Указом Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313), регулирующим названную сферу, установлены:

  • специальная обязанность производителей и импортеров определенных видов товаров (а также импортеров любых товаров в упаковке) обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся у населения после утраты потребительских свойств товаров и упаковки (далее – обязанность);
  •  способы ее выполнения (самостоятельные сбор отходов, образующихся у населения, и передача их на использование (обезвреживание) или внесение специальной платы на счета ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – Оператор)).

С 1 октября Указ № 313 действует в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 08.07.2015 № 314, который внес значительные изменения:

– в основания, освобождающие от выполнения обязанности, установленной Указом № 313;

– требования, касающиеся собственной системы сбора отходов потребления;

– требования по получению компенсации от Оператора;

– порядок контроля за выполнением требований Указа № 313;

– порядок взыскания платы, предусмотренной Указом № 313;

– перечень товаров, названных в приложении к Указу № 313.

С 1 октября 2015 г. расширился перечень оснований, освобождающих от выполнения обязанности, установленной Указом № 313

Перечень льгот и условий для их применения, позволяющих не исполнять установленную Указом № 313 обязанность, определен подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.

С указанной даты расширился перечень льготируемых товаров

Перечень льготируемых товаров дополнен новой категорией социально значимых товаров – это товары, цены на которые регулирует Минторг не более 90 дней в течение одного года. Наименования таких товаров приведены в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 35). Он включает:

1) рыбу свежую (семейство карповых);
2) рыбу свежемороженую в тушках, с головой и без, потрошеную и непотрошеную (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых);
3) масло сливочное;
4) муку пшеничную;
5) масло подсолнечное и рапсовое;
6) сахар-песок;
7) соль поваренную пищевую;
8) хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок;
9) сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы;
10) рис белый шлифованный, крупу гречневую.

С 1 октября 2015 г. на упаковку этих товаров Указ № 313 не распространяет свое действие.

Например, импортеры масла подсолнечного с 1 октября 2015 г. не будут выполнять обязанность, установленную Указом № 313, в отношении упаковки этого масла (ПЭТФ тара и картонные коробки).

Согласно новой редакции абз. 3 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 теперь все категории социально значимых товаров, названные в постановлении № 35, перечислены в качестве льготируемых товаров.

Расширился перечень производителей, освобождаемых от обязанности

Льгота, касающаяся производителей полимерной упаковки, с 1 октября 2015 г. изложена в новой редакции (абз. 7 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313*).
_________________________________
*Нумерация абзацев части первой подп. 1.3 п. 1 дана согласно тексту измененного Указа № 313.

Теперь она действует и в отношении производимых изделий из пластмасс, названных в приложении к Указу № 313.

В новой редакции приложения к Указу № 313 это следующие товары:

  • из 3920 10 (кроме 3920 10 230 0, 3920 10 810 0);
  • из 3920 20; 3922; 3923 (кроме 3923 40);
  • 3924 ТН ВЭД ЕАЭС.

Например, производитель посуды кухонной (код ТН ВЭД ЕАЭС 3924), применяющий при ее производстве не менее 30 % отходов пластмасс, с 1 октября 2015 г. не должен выполнять обязанность, установленную Указом № 313.

Применение этой льготы требует выполнения двух условий одновременно:

  •  при производстве полимерной упаковки и изделий из пластмасс, названных в приложении к Указу № 313, должно быть использовано не менее 30 % отходов пластмасс и (или) вторичных полимерных материалов;
  •  вторичные полимерные материалы, используемые в качестве сырья, должны быть:
    • произведены на территории Республики Беларусь;
    • при их производстве должно быть использовано не менее 70 % отходов пластмасс.

Справочно: к вторичным полимерным материалам относится, например, «вторичный гранулят» – продукт, полученный при переработке отходов пластмасс. Как правило, на эту продукцию производитель разрабатывает технические условия. И на субъекта, применяющего в своем производстве «вторичный гранулят», уже не распространяется законодательство об отходах.

Отметим, что чаще всего в производственных процессах изготовления изделий из пластмасс в качестве сырья применяют именно вторичные полимерные материалы, а не отходы пластмасс.

Вторичные полимерные материалы организации могут либо:

  •  производить самостоятельно и впоследствии применять их в собственном производстве;
  •  приобретать у соответствующего производителя вторичных полимерных материалов.

Указ № 313 не устанавливает на этот счет ограничений.

Совет эксперта

Покупателям вторичных полимерных материалов следует знать, что производитель таких материалов должен иметь лицензию на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду (перечень лицензиатов представлен на официальном сайте Минприроды).

Поэтому условие, установленное Указом № 313 в отношении вторичных полимерных материалов – «произведены на территории Республики Беларусь», может быть проверено наличием указанной лицензии.

Однако наличие лицензии не может гарантировать того, что лицензиат не продаст вторичный полимерный материал, привезенный, например, из Российской Федерации, а не произведенный на территории Республики Беларусь.

Поэтому покупатель такого сырья, претендующий на освобождение от обязанности, установленной Указом № 313, должен получить гарантии производителя вторичных полимерных материалов (и может быть установить ответственность) в отношении покупаемых вторичных полимерных материалов.

С 1 октября 2015 г. изменились требования, касающиеся собственной системы сбора отходов потребления

Один из способов выполнения обязанности, установленной Указом № 313, – это создание обязанным лицом собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки, образующихся у населения.

Собирать отходы нужно в установленном Указом № 313 количестве, передавать собранные отходы на обезвреживание или на использование – в предусмотренном Указом № 313 порядке.

Справочно: определения понятиям «обезвреживание отходов», «использование отходов», «объекты по использованию отходов», «объекты обезвреживания отходов» даны в ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами».

С указанной даты организациям запрещено экспортировать отходы на использование, обезвреживание

С 1 октября 2015 г. действует новое обязательное условие по передаче собранных отходов на использование или обезвреживание (абз. 2 подп. 1.4 п. 1 Указа № 313).

С указанной даты организации должны собранные отходы передавать только на соответствующие объекты, находящиеся на территории Республики Беларусь.

Исключением являются случаи, когда для отходов товаров и упаковки нет таких объектов в нашей стране.

Справочно: все объекты по использованию или обезвреживанию отходов подлежат обязательной регистрации в специальных реестрах, сведения из которых доступны на сайте Минприроды.

Напомним, что условия Указа № 313 не выполняются, если отходы переданы организации, осуществляющей далее по договору передачу отходов на использование или обезвреживание. Передавать отходы нужно только непосредственно организациям, эксплуатирующим объекты.

На сегодняшний момент только для отходов упаковки из комбинированных материалов и отходов элементов питания на территории Республики Беларусь нет объектов по их обезвреживанию и (или) использованию. Поэтому обязанное лицо может вывезти данные отходы за пределы нашей страны.

С 1 октября 2015 г. изменен порог обязательного сбора отходов стеклянной упаковки в рамках собственной системы сбора отходов обязанного лица

До указанной даты был установлен следующий порог сбора отходов стеклянной упаковки:

– с 2015 г. – не менее 35 %;

– с 2017 г. – не менее 40 %;

– с 2020 г. – не менее 50 %.

Новые пороги сбора следующие:

  • не менее 50 % (т.е. для 2015 и 2016 гг.);
  • не менее 60 % – с 2017 г.;
  • не менее 70 % – с 2020 г.

Так как новации вступили в силу с 1 октября 2015 г., то обязанные лица, осуществляющие сбор отходов стеклянной упаковки, объем обязательного сбора должны рассчитывать в следующем порядке:

  • с 1 января по 1 октября 2015 г. – исходя из порога, равного 35 %;
  • с 1 октября и до конца 2015 г. – исходя из порога, равного 50 %.

Справочно: расчет количества для сбора отходов стеклянной упаковки производится от общего количества произведенной и реализованной на территории Республики Беларусь и (или) ввезенной производителями и поставщиками стеклянной упаковки. В собранные отходы не засчитываются отходы, относящиеся к отходам производства.

С 1 октября 2015 г. изменился порядок получения компенсации от Оператора

Компенсация организациям расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки – это одно из направлений расходования средств, поступающих от обязанных лиц. Компенсацию выплачивает Оператор на определенных условиях, установленных Указом № 313.

Требования к заявителям на получение компенсации

С 1 октября 2015 г. заявители, претендующие на получение компенсации, должны быть зарегистрированы в специальном реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки.

Форма такого реестра утверждена постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 14.08.2012 № 16 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313».

Справочно: ранее такого требования не было. Предполагается, что на стадии регистрации организаций в реестре можно выявлять (и проверять) организации, которые не могут осуществлять деятельность по сбору отходов товаров и упаковки, образующихся у населения. Им сразу можно отказать в регистрации в реестре, что автоматически исключает организацию из претендентов на получение компенсации. Это позволит Оператору сразу отказывать заявителям, не включенным в реестр, не рассматривая их документы.

Введены ограничения на получение компенсации обязанными лицами, применяющими собственную систему сбора отходов

До 1 октября 2015 г. отсутствовали ограничения в получении компенсации обязанными лицами, выполняющими обязанность, установленную Указом № 313, путем собственной системы сбора отходов товаров и упаковки. Такие лица имели право получить компенсацию на общих основаниях и за весь объем собранных отходов товаров и упаковки.

С указанной даты действует ограничение в размере получения компенсации этими организациями. Они могут претендовать на получение компенсации только за собранные объемы отходов товаров и отходов упаковки, превышающие объемы, которые им необходимо собрать в рамках выполнения установленной обязанности.

Обязательный объем сбора отходов рассчитывается по правилам, установленным в абз. 3–5 подп. 1.4 п. 1 Указа № 313.

Пример. Применение ограничения на практике

Организации необходимо за отчетный период собрать 50 т отходов стеклянной упаковки. Этот объем рассчитан исходя из количества произведенной и реализованной стеклянной упаковки. Фактически организация за отчетный период собрала 65 т отходов.

В данном случае организация вправе получить компенсацию только за 15 т отходов стеклянной упаковки (до 1 октября 2015 г. организация имела право получить компенсацию за 65 т отходов).

Определены основания, при которых организация может не получить компенсацию

Ранее рассмотрение документов у Оператора сводилось к проверке действительности сведений, представленных заявителем. В первую очередь проверялась достоверность объема собранных заявителем отходов. Однако у Оператора отсутствовали основания для отказа в выплате компенсации.

С 1 октября 2015 г. у Оператора появилось это право (часть седьмая подп. 1.6 п. 1 Указа № 313).

С указанной даты специалисты Оператора имеют право:

– выехать на место осуществления деятельности заявителя для определения расчетных объемов сбора отходов товаров и отходов упаковки;

– проанализировать результаты работы указанных организаций.

Справочно: порядок оценки достоверности сведений, поданных заявителем для получения компенсации, будет предусмотрен отдельным постановлением Минжилкомхоза.

Организация может не получить компенсацию:

– если Оператор по результатам указанных мероприятий установит превышение на 30 % и более объемов сбора отходов товаров и отходов упаковки, заявленных в документах для выплаты компенсации, над расчетными объемами сбора таких отходов;

– при непредставлении или несвоевременном представлении документов для выплаты компенсации, установленных Минжилкомхозом, либо указании в них недостоверных сведений, несоответствии представленных первичных учетных документов требованиям законодательства;

– при невыполнении требований Указа №313 в части обеспечения сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.

Справочно: порядок компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары установлен инструкцией, утвержденной постановлением Минжилкомхоза от 14.08.2012 № 16 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313», в которую будут внесены изменения.

Александр Гнедов, эколог

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup