(Комментарий к постановлению Нацбанка Республики Беларусь от 30.12.2016 № 662)
Комментируемое постановление (далее – постановление № 662) вступило в силу 23 января 2017 г. Оно направлено на развитие каналов дистанционного обслуживания клиентов, конкретизацию отдельных положений Правил № 201* на основе анализа практики их применения. Специалист Нацбанка дает разъяснения норм нового документа и объясняет причины поправок.
Из п. 1 Правил № 201 исключены слова «на территории Республики Беларусь»
Это объясняется тем, что в Правилах № 201 установлен порядок совершения банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями (далее – банки), иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами операций с электронными деньгами (далее – ЭД), выпущенными в обращение как эмитентами-резидентами, так и нерезидентами (подп. 1.1 п. 1 постановления № 662).
Уточнена терминология
1. Уточнены термины «эмиссия» и «эмитент».
Это позволяет квалифицировать все случаи эмиссии предоплаченного средства платежа, соответствующего критериям части первой ст. 274 Банковского кодекса Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 постановления № 662).
Этот подход важен при оценке предоплаченных средств платежа, выпущенных в обращение нерезидентами. Нерезидент может выпустить в обращение предоплаченный продукт и не гарантировать держателям его погашение (возврат денег), но по экономической сути этот продукт подпадает под сферу регулирования электронных денег. Если он появится на белорусском рынке, к предоплаченному продукту и его эмитенту должны применяться требования белорусского законодательства для минимизации рисков и защиты интересов держателей электронных денег.
Справочно: нормы Правил № 201 в части гарантии потребителям возврата средств, внесенных при приобретении ЭД белорусских банков, не изменились. Требования к эмитентам-резидентам установлены в п. 9 Правил № 201.
2. Расширено значение термина «агент по идентификации».
Это означает возможность привлечения агентов по идентификации банками-агентами и банками, погашающими ЭД, эмитированные нерезидентами.
3. Появился новый термин «банк, погашающий электронные деньги, эмитированные нерезидентом».
Это сделано для уточнения данного понятия и единообразного изложения в Правилах № 201.
4. Раскрыто понятие «номер электронного кошелька».
Это связано с изменениями ст. 68 Налогового кодекса (далее – НК), обязывающими банки направлять в налоговые органы сведения об открытии, закрытии, переоформлении электронных кошельков.
5. Появились новые термины «устройство самообслуживания» и «программно-техническое средство» (далее – ПТС).
С помощью этих устройств можно совершать отдельные операции с ЭД путем внесения в них наличных денежных средств.
Дополнение внесено исходя из спектра совершаемых операций в устройствах по приему наличных денег, специфики обработки денежной наличности и для исключения неоднозначной трактовки терминов с учетом понятий, содержащихся в иных нормативных правовых актах.
Использовавшееся в Правилах № 201 понятие «cash-in» заменено термином «ПТС». Это позволит избежать неоднозначности трактовки понятия «cash-in» в Правилах № 201 и в п. 4 Инструкции № 211*, так как при одинаковом названии эти устройства предназначены для совершения разных операций.
__________
*Инструкция по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 21.12.2006 № 211.
Устройство самообслуживания по приему наличных денежных средств функционирует в безоператорном режиме и используется исключительно банком.
Второе устройство (ПТС) используется агентом белорусского банка-эмитента ЭД (агентом – банком или не банком) и работает как в безоператорном режиме, так и с участием оператора в зависимости от технологий и алгоритмов взаимодействия между участниками при проведении операций с ЭД.
Справочно: специфика проведения операций с ЭД через устройства по приему наличных денег состоит в следующем. ЭД приобретают, направляя на погашение для зачисления денежных средств в пользу поставщиков (оплата коммунальных услуг, услуг операторов мобильной связи и др.), что аналогично по экономической сути банковским переводам без открытия счета. Поэтому при разработке норм, регулирующих операции в ПТС, учтены требования законодательства о совершении таких переводов.
Агент банка-эмитента, не являющийся банком и распространяющий ЭД через ПТС, не вправе осуществлять в пользу поставщиков услуг переводы со своего счета в банке за счет денежных средств, принятых в ПТС. Поскольку расчетное и (или) кассовое обслуживание – банковская операция, перечисление в пользу поставщиков услуг средств, принятых в наличной форме через ПТС, должен осуществлять только банк-эмитент ЭД или его агент, являющийся банком.
Для минимизации рисков при проведении операций через ПТС агенты банков-эмитентов, не являющиеся банками, распространяющие ЭД через ПТС, предварительно перечисляют банкам-эмитентам средства в оплату за приобретаемые для распространения ЭД. Таким агентам банк-эмитент не предоставляет отсрочку оплаты за приобретаемые ими для распространения ЭД (п. 13 Правил № 201).
При получении от физических лиц наличных денежных средств через ПТС такие агенты зачисляют наличные денежные средства на свои счета в банках и таким образом компенсируют себе затраты, понесенные на приобретение ЭД. Расчеты с поставщиками услуг проводит банк-эмитент.
6. Появились новые термины «взыскатель» и «платежная инструкция».
Это нужно для изложения норм, касающихся уплаты обязательных платежей в бюджет за счет ЭД (подп. 1.3 п. 1 постановления № 662).
Уточнен порядок эмиссии и распространения ЭД при совершении физическими лицами платежей, не связанных с предпринимательской деятельностью
Субъекты хозяйствования, открывшие электронные кошельки и прошедшие идентификацию, получили возможность принимать от физических лиц – резидентов и нерезидентов платежи на электронные кошельки по переводам от физических лиц как денежных средств, так и ЭД.
Установлено, что юридические лица, имеющие счета в белорусских банках, приобретают ЭД только путем оплаты с указанных счетов.
Расширен круг операций, совершаемых при распространении ЭД агентами через ПТС, агентами – операторами сотовой подвижной электросвязи, организаторами лотерей, букмекерских игр, электронных интерактивных игр посредством распространения ЭД с одновременным их погашением и направлением денежных средств конкретному получателю, идентификация которого проведена в соответствии с законодательством.
Физическим лицам дана возможность:
– оплатить товары (работы, услуги), используя любые каналы: на банковский счет, в электронный кошелек, используя денежные средства или ЭД путем их перевода в электронный кошелек получателя платежа;
– открывать электронные кошельки в системах эмитентов-нерезидентов, пополнять такие электронные кошельки и погашать числящиеся в них ЭД через банк-агент или непосредственно у нерезидента (подп. 1.5, 1.6, 1.7, 1.12 п. 1 постановления № 662).
Если физическое лицо открыло электронный кошелек в системе нерезидента не через банк-агент без прохождения идентификации и пополняет его, перечисляя денежные средства нерезиденту, такой перевод можно осуществить только со счета этого физического лица, открытого в белорусском банке. Погасить ЭД, числящиеся в таком электронном кошельке, можно путем:
– получения денежных средств на счет физического лица, открытый в белорусском банке;
– выплаты наличными денежными средствами при проведении идентификации получателя.
В результате не допускается направление нерезиденту либо получение от него денежных средств лицами, не прошедшими идентификацию в порядке, установленном законодательством.
Конкретизирована процедура идентификации клиентов при открытии электронных кошельков
Уточнение связано с тем, что алгоритмы открытия электронных кошельков в рамках систем расчетов с использованием ЭД различаются:
– либо клиент открывает электронный кошелек и далее проходит идентификацию;
– либо клиент проходит идентификацию и затем открывает электронный кошелек (подп. 1.6 п. 1 постановления № 662).
Предусмотрена возможность идентификации владельца электронного кошелька без личного присутствия при наличии данных, полученных ранее:
– или при идентификации владельца электронного кошелька при личном присутствии;
– или из межбанковской системы идентификации;
– или из действующего сертификата открытого ключа проверки электронной цифровой подписи, изданного республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.
Вместе с тем банк, руководствуясь законодательством по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, вправе установить периодичность, с которой клиент должен лично являться в банк в целях актуализации информации по идентификации (1 раз в 1, 2, 3 года).
Возможна отсрочка оплаты приобретаемых физическими лицами ЭД
Агент белорусского банка-эмитента может предоставить физическим лицам отсрочку оплаты приобретаемых ЭД при условии предварительной оплаты этим агентом банку-эмитенту суммы ЭД, распространяемых физическим лицам (подп. 1.8 п. 1 постановления № 662).
Это позволит соблюсти принцип выпуска банком-эмитентом ЭД в обращение на условиях получения эквивалентной суммы денежных средств и одновременно предоставить агентам банков-эмитентов (операторам сотовой связи и т.д.) возможность получать оплату от абонентов с отсрочкой. В настоящее время операторы сотовой связи дают абонентам возможность оплачивать услуги с отсрочкой оплаты и хотели бы ее сохранить при продаже ЭД банка-эмитента.
Установлен конкретный срок направления ЭД на погашение
Не позднее второго банковского дня, следующего за днем поступления в банк информации о зачислении ЭД в электронный кошелек, ЭД, полученные юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), направляются на погашение в порядке, установленном подп. 1.9 п. 1 постановления № 662.
Данная мера позволяет установить регламентированное поступление на текущие (расчетные) счета юридических лиц денежных средств в результате погашения ЭД для использования денежных средств в хозяйственном обороте (подп. 1.9 п. 1 постановления № 662).
До постановления № 662 срок направления ЭД на погашение устанавливался в договорах между банком-эмитентом, банком-агентом, банком, погашающим ЭД, эмитированные нерезидентом, и владельцем электронного кошелька.
Исключено требование, что принимаемое белорусским банком обязательство по погашению ЭД нерезидента должно носить характер безусловного и безотзывного
При корректировке учтено, что белорусский банк не является эмитентом таких ЭД и в отличие от эмитента не аккумулирует на отдельном счете денежные средства, уплаченные держателями ЭД (подп. 1.10 п. 1 постановления № 662).
Вместе с тем для предоставления белорусским организациям – владельцам электронных кошельков гарантий погашения ЭД сохранена норма о том, что открытие белорусской организацией электронного кошелька в системе нерезидента и операции по этому электронному кошельку проводятся при наличии договора с белорусским банком, принявшим на себя обязательство погашать ЭД нерезидента, поступившие в электронный кошелек.
При этом банки и клиенты должны учитывать требования:
– о сроке направления ЭД на погашение (подп. 1.9 п. 1 постановления № 662);
– об обеспечении белорусским банком полноты и своевременности расчетов, осуществляемых при проведении операций с ЭД и хранения информации о таких операциях (п. 9 Правил № 201).
Установлен порядок уплаты и взыскания обязательных платежей в бюджет электронными деньгами
С учетом требований п. 4 ст. 53 НК п. 22 Правил № 201 дополнен нормами:
– раскрывающими порядок использования и погашения ЭД, в т.ч. при исполнении платежных инструкций на взыскание ЭД;
– исполнения документов о приостановлении операций по электронному кошельку, когда в соответствии с правилами системы расчетов с использованием ЭД момент проведения операции держателем ЭД и момент ее отражения по электронному кошельку и в бухгалтерском учете не совпадают (подп. 1.12 п. 1 постановления № 662).
По аналогии с платежными системами на основе использования карточек в системах расчетов с использованием ЭД может возникать временной разрыв между моментом проведения держателем ЭД операции с этим средством платежа и моментом отражения банком данной операции по электронному кошельку и в бухгалтерском учете.
Справочно: при операциях по карточкам указанный аспект урегулирован частями второй и третьей п. 38 Инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 18.01.2013 № 34.
Аналогичный подход использован и при отражении операций по электронному кошельку.
Таким образом, с момента проведения операции владельцем счета, к которому выдана карточка (владельцем электронного кошелька), денежные средства (ЭД):
– не находятся в распоряжении владельца счета (электронного кошелька) и не принадлежат ему;
– должны быть перечислены банком законному получателю (организации торговли и т.д.).
Поэтому все операции, проведенные при использовании карточки либо ЭД до момента поступления в банк платежных инструкций держателя карточки (владельца электронного кошелька) либо распоряжения о приостановлении операций по счету (электронному кошельку), распоряжения о взыскании денежных средств (ЭД), отражают по счету (электронному кошельку) независимо от времени поступления в банк информации об этих операциях.
Этот подход правомерен и потому, что приостановление и взыскание производятся в отношении сумм денежных средств (ЭД), принадлежащих плательщику, и не могут применяться в отношении сумм денежных средств (ЭД), принадлежащих кредиторам плательщика.
Игнорирование вышеизложенных особенностей проведения операций с карточками и ЭД может привести к списанию ЭД, ранее израсходованных владельцем электронного кошелька и заблокированных в электронном кошельке для завершения расчетов с получателем. В результате банк будет вынужден кредитовать владельца электронного кошелька на недостающую сумму («технический овердрафт»).
Уточнен порядок погашения ЭД, эмитированных нерезидентом и номинированных в иностранной валюте, при уплате обязательных платежей в бюджет
Для определения эквивалента в белорусских рублях суммы, подлежащей перечислению, используют обменный курс, установленный осуществляющим погашение банком (подп. 1.13 п. 1 постановления № 662).
Справочно: аналогичная норма предусмотрена п. 54 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66. Так, при исполнении платежных требований на взыскание денежных средств в бесспорном порядке используют обменный курс, установленный банком-отправителем для проведения валютно-обменных операций с участием юридических или физических лиц на дату списания денежных средств со счета плательщика.