(Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376)
Комментируемый Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376) ограничил проверяемый период проверки соблюдения налогового законодательства (п. 16 Указа № 510*, в редакции Указа № 376).
----------
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Такая проверка с даты вступления в силу Указа № 376 будет проводиться за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами.
Это, несомненно, положительный шаг государства в урегулировании проблемы, который заслуживает особого внимания.
Ограничивая проверяемый период при проведении проверок соблюдения норм налогового законодательства, государство учитывает, что законодательство, регламентирующее порядок и условия осуществления предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, и налоговое в частности, неоднократно менялось существенным образом. По мнению автора, проверка деятельности субъектов сегодня за период более 10 лет (иногда более 20 лет) с учетом неоднократно обновленного состава работников контролирующих (надзорных) органов и при сроках проверки 30 дней не может быть проведена с правильным применением норм и положений законодательства, действовавшего более 10, 15, а иногда и 20 лет назад.
Справочно: в Российской Федерации проверяемый период составляет до 3 лет (ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Указанная статья действует с 2007 г. Ее принятие не оказало негативного воздействия на экономику РФ как в части собираемости налогов, так и в части пресечения правонарушений в налоговой сфере.
Кроме того, в современных условиях перехода к применению в контрольной деятельности информационно-цифровых технологий, цель которых – обеспечение контрольной функции государства в режиме постоянного контакта с основными данными, отражающими характер и результаты деятельности субъектов хозяйствования как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, проверки более чем за 5 лет становятся экономически нецелесообразными и неэффективными.
Целесообразность принятого подхода заключается и в том, что при установлении нарушений за 5 лет у проверенного субъекта есть шанс не стать банкротом и рассчитаться с государством по долгам. А вот проверка за 10 и более лет деятельности ставит субъекта хозяйствования на грань банкротства, поскольку только исчисленные за несвоевременную уплату налогов пени могут стать неподъемными для субъекта хозяйствования.
Справочно: ограничение, установленное для проверок соблюдения налогового законодательства, не действует в случаях:
– проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя КГК и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
– проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
– проверки соблюдения бюджетного законодательства, законодательства об использовании бюджетных средств, использования мер государственной поддержки, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;
– осуществления надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе, надзора за деятельностью открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»;
– обращения физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
– проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;
– проведения дополнительных проверок.
Подробнее читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2017, № 41, с. 49.