Порядок проверок кардинально не изменился

10 ноября 2017
Теги: проверки

(Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»)

Указ № 376 изложил в новой редакции пп. 1–23 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), которые вступают в силу с 1 января 2018 г.

Рассмотрим некоторые из внесенных новаций.

1. Поменялось название проверки и требования к ее назначению.

На смену плановым проверкам придут выборочные проверки, которые будут назначаться:

1) с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки.

Сегодня для назначения плановых проверок применяются критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска (высокой, средней или низкой), утвержденные ныне действующей редакцией Указа № 510;

2) на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).

При назначении выборочной проверки контролирующий (надзорный) орган будет учитывать информацию, в т.ч.:

– представленную проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);

– полученную в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;

– полученную от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, от судов по находящимся в их производстве делам;

– полученную от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.

2. Урегулирован вопрос с проверками, проводимыми несколькими контролирующими (надзорными) органами на протяжении одного календарного года и более.

Указ № 376 определил, что выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года несколько контролирующих (надзорных) органов могут осуществлять только в форме совместной проверки. Проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

Проведение в течение 3 календарных лет нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) не допускается (п. 10 Указа № 376).

3. Оснований для назначения внеплановых проверок станет меньше.

С 1 января 2018 г. исключаются следующие основания для назначения внеплановых проверок в период 2-летнего моратория:

– для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства (торговой посреднической деятельности). При этом проверка иной осуществляемой таким субъектом деятельности не проводится;

– для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям (далее – встречная проверка);

– для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (далее – контрольная проверка).

С указанной даты станет меньше оснований для назначения внеплановых проверок в период 2-летнего моратория и у органов уголовного преследования.

4. Претерпел изменения порядок назначения и проведения внеплановых проверок.

С 1 января 2018 г. внеплановая проверка:

– может назначаться Советом Министров Республики Беларусь, а не Премьер-министром, как сегодня;

– должна назначаться только в отношении конкретного субъекта (не может быть назначена в отношении неопределенного круга лиц);

– не будет назначаться при реорганизации субъекта хозяйствования.

Однако последняя новация не означает, что реорганизация станет панацеей от проверок. Если проверяемый субъект, включенный в план выборочных проверок, реорганизован до начала ее проведения, то контролирующий (надзорный) орган, запланировавший проверку, либо иной контролирующий (надзорный) орган, входящий в состав (систему) соответствующего государственного органа, ответственного за формирование сводных планов проверок, не позднее месяца, следующего за месяцем начала проверки, указанным в плане, вправе назначить и провести выборочную проверку в отношении юридического лица – правопреемника без внесения изменений в план выборочных проверок (п. 13 Указа № 510 в редакции Указа № 376).

5. Внесены некоторые коррективы в ограничения, касающиеся проведения перепроверок (п. 12 действующего Указа № 510, п. 15 Указа № 510 в редакции Указа № 376) (см. таблицу).

Вправе назначить перепроверку

Ограничение на перепроверки не распространяется

Президент Республики Беларусь;

Совет Министров Республики Беларусь (сегодня это Премьер-министр);

Председатель КГК;

Генеральный прокурор Республики Беларусь;

органы уголовного преследования по возбужденным уголовным делам

На проверки, осуществляемые Нацбанком;

дополнительные проверки;

проверки в части соблюдения порядка исчисления и уплаты НДС, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

субъектов, проверка которых проведена в рамках ведомственного контроля до 1 января 2018 г.

Наталья Звороно, член правления, эксперт Ассоциации налогоплательщиков

Теги: проверки
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup