(Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2015 № 1072 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 554»)
Комментируемое постановление внесло изменения в Положение о порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 554 (далее – Положение № 554). Рассмотрим подробнее произошедшие изменения.
Кто вправе осуществлять контрольную закупку?
Контрольная закупка товарно-материальных ценностей, а также контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг (далее – контрольная закупка) являются одним из методов контроля /1*/ за соблюдением актов законодательства организациями и физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями (далее – организации).
1* Информация о налоговом контроле и формах его проведения доступна для подписчиков электронного «ГБ»:
Суть этого метода состоит в том, что контролирующие (надзорные) органы искусственно создают ситуацию по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации. То есть такая проверка носит элемент неожиданности и не требует представления от проверяющих предписания на проверку.
Соответственно проверяемые организации (их представители в лице продавца, кассира и других лиц, чьи полномочия действовать от имени организации при продаже товарно-материальных ценностей, оформлении заказа на выполнение работ, оказание услуг явствуют из обстановки или подтверждены документально) о проведении контрольной закупки ставятся в известность после ее совершения.
Правом проведения контрольной закупки наделены:
– налоговые органы (на основании подп. 1.13 п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь);
– органы КГК (на основании подп. 13.1.13 п. 13 Положения о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»);
– государственное учреждение «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 13.06.2013 № 268 «О некоторых вопросах деятельности государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»);
– Минторг Республики Беларусь – в целях проверки соблюдения законодательства в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламной деятельности (подп. 5.50 п. 5 Положения о Министерстве торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2013 № 527).
Факт и результаты контрольной закупки отражаются в акте (справке) проверки.
Что определило комментируемое постановление?
Комментируемое постановление закрепило возможность проведения контрольной закупки не только с применением проверяющими из вышеназванных органов наличных денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, но и с применением банковских платежных карточек в целях безналичного расчета за «закупаемые» товары, работы, услуги.
В связи с этим определено, что:
- в случае оплаты товарно-материальных ценностей, заказа на выполнение работ, оказание услуг с использованием банковской платежной карточки такая операция оплаты подлежит отмене;
- при невозможности осуществления отмены операции оплаты денежные средства, внесенные в качестве оплаты товарно-материальных ценностей, заказа на выполнение работ, оказание услуг с использованием банковской платежной карточки, подлежат возврату организациями государственному органу (иной организации), уполномоченному проводить контрольные закупки, – владельцу счета.
Кроме того, комментируемое постановление с учетом вносимых новаций изложило в новой редакции акт контрольной закупки (его форма содержится в приложении к Положению № 554).
Этим актом оформляют результаты проведения контрольной закупки. Он является неотъемлемой частью акта (справки) проверки /2*/.
2* Перечень документов, регулирующих порядок проведения налоговых проверок, доступен для подписчиков электронного «ГБ»:
Какие вопросы проверяются в ходе контрольной закупки?
Проверяющие (с учетом их компетенции, которая определяется закрепленной за ними Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510) сферой контроля) могут проверять такие вопросы, как:
– соблюдение проверяемым лицом установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) за наличный расчет.
В частности, осуществляется ли такой прием с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в соответствующий электронный банк данных, или с применением установленного кассового оборудования; зарегистрировано ли указанное оборудование в налоговом органе или в системе контроля кассового оборудования (для кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов); не осуществляется ли прием иностранной валюты с нарушением валютного законодательства;
– правильность выданной проверяющим при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) сдачи;
– соответствие уплаченной суммы объему (мере, количеству) реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их цене согласно финансово-хозяйственным документам и рассчитанной стоимости (на основании объема (меры, количества) и цены).
Соответствующие выводы проверяющие могут делать на основе пересчета (контрольного обмера, перевешивания и др.) с использованием весов, других измерительных приборов с целью определения соответствия реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уплаченной за них сумме и выявления фактов обмана покупателей (оплаты ими сверх реальной стоимости товаров (выполненных работ, оказанных услуг)).
Важно! Все вышеперечисленные органы могут осуществлять контрольную закупку как в рамках внеплановых тематических оперативных проверок (п. 10 Указа № 510), так и в рамках обычных выездных (плановых или внеплановых) проверок, начиная их проведение не в офисе организации, а непосредственно в торговых и иных объектах и местах осуществления деятельности проверяемой организации.
Напомним, что внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в целях оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на определенной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности и наиболее распространенным методом их проведения является именно контрольная закупка.
Как и ранее, товарно-материальные ценности (ТМЦ), приобретенные в ходе контрольной закупки, подлежат возврату организациям. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законодательными актами эти ТМЦ изымаются.