НК ограничивает случаи проведения выездных проверок
Случаи проведения налоговыми органами выездных проверок определены НК и Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510). При этом перечень случаев, приведенный в НК, является ограничительным (см. таблицу).
Необходимо отметить, что проведению любой выездной проверки предшествует серьезная аналитическая работа налогового органа, на учете в котором состоит проверяемый плательщик, по результатам которой составляется план проверки и определяется методика ее проведения, зависящая от деятельности плательщика, его организационной структуры (наличие филиалов, взаимозависимых лиц и т.д.).
Так, например, в ходе выездной проверки может применяться наблюдение хронометражным методом, цель которого – установление фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого проводится наблюдение |*|.
* Информация о порядке применения хронометражного метода контроля доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: хронометражный метод налоговые органы стали использовать с 2014 г.
В настоящее время данный метод применяется только в отношении плательщиков, оказывающих услуги общественного питания, медицинские услуги, осуществляющих бытовое обслуживание населения. Эти категории выбраны законодателем не случайно. Объективная реальность такова, что именно в этих сегментах сферы обслуживания наиболее высокая степень вероятности совершения правонарушений, так или иначе направленных на сокрытие выручки.
Важно! Наблюдение хронометражным методом не осуществляется при проведении внеплановой тематической оперативной проверки, а также в отношении плательщиков, со дня государственной регистрации которых не прошло 2 года (за исключением организаций, созданных в порядке реорганизации).
Минимальная продолжительность наблюдения в каждом из обслуживающих объектов составляет 10 последовательных дней его функционирования, но может быть и дольше. При этом наблюдение должно осуществляться на протяжении всего времени функционирования такого объекта в течение дня.
По завершении наблюдения на основании данных хронометражно-наблюдательной карты рассчитывается среднедневная выручка (доход) плательщика за период наблюдения (далее – расчетная среднедневная выручка (доход)).
От редакции:
Форма хронометражно-наблюдательной карты утверждена постановлением МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 95 (приложение 9 к постановлению).
По завершении наблюдения хронометражно-наблюдательная карта подписывается проверяющим (руководителем проверки) и плательщиком или его представителем. Плательщик или его представитель вправе получить копию хронометражно-наблюдательной карты.
К хронометражно-наблюдательной карте могут прилагаться копии документов, полученных в ходе наблюдения.
Хронометражно-наблюдательная карта является неотъемлемой частью акта (справки) проверки. Результаты наблюдения включаются в акт (справку) проверки.
Расчетная среднедневная выручка (доход) сравнивается со среднедневной выручкой (доходом), определенной (определенным) исходя из сведений, указанных плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации (расчете) по единому налогу на вмененный доход, налоговой декларации (расчете) по налогу при упрощенной системе налогообложения, налоговой декларации (расчете) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налоговой декларации (расчете) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально), представленных за отчетный период, предшествующий началу проверки.
В случае превышения суммы расчетной среднедневной выручки (дохода) над суммой среднедневной выручки (дохода), определенной в соответствии с частями второй и третьей п. 5 ст. 783 НК исходя из сведений, указанных плательщиком в соответствующей налоговой декларации (расчете), на 30 % и более налоговый орган производит:
– корректировку выручки (дохода) в целях исчисления НДС, налога на прибыль, единого налога на вмененный доход, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходного налога с физических лиц;
– пересчет налогов, сборов (пошлин) за соответствующий отчетный период, среднедневная выручка (доход) которого подлежала сравнению.
Важно! Если хронометражный метод применялся как самостоятельная проверка и в ее результате налоговый орган выявил отклонения выручки плательщика, то в отношении последнего будут продолжены мероприятия налогового контроля. Это прежде всего камеральный контроль размера выручки, мониторинг деятельности объекта и т.д.
Камеральные проверки не регулируются Указом № 510
Такие проверки проводятся в соответствии с нормами НК и заключаются в изучении налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством. Камеральная проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение по месту нахождения налогового органа.
В результате камеральной проверки также контролируется:
– своевременность и полнота представления налоговых деклараций (расчетов) и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;
– соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;
– правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям (расчетам);
– соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);
– обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;
– своевременность и полнота уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, возложен на налоговые органы, и пеней;
– соблюдение физическими лицами сроков представления деклараций о доходах и имуществе, полнота и достоверность отраженных в них сведений.
Как видно, контрольные мероприятия, осуществляемые налоговыми органами только на стадии камерального контроля, позволяют выявить отклонения либо признаки противоправных деяний плательщиков для принятия соответствующих мер.
Пример. Последствия камеральной проверки
Организация представила в налоговый орган в установленные сроки декларацию (расчет) по налогу на прибыль, согласно которой у плательщика нет налогооблагаемой прибыли.
В то же время налоговый орган располагает сведениями о занижении выручки и наличии налогооблагаемой прибыли.
Первое, что сделает налоговый орган, – истребует объяснения у должностных лиц такого плательщика и потребует уточнить свои налоговые обязательства.
В случае отсутствия объяснений должностных лиц по выявленному факту налоговый орган базового уровня направит информацию в отношении такого плательщика в МНС для включения в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств".
Важно! Включение плательщика (иного обязанного лица) в указанный реестр является основанием для принятия руководителем налогового органа решения о приостановлении операций по счетам в банке такого плательщика (п. 21 ст. 53 НК).
Тематическая оперативная проверка: наиболее распространенный метод – контрольная закупка
Цель проведения тематической оперативной проверки такая же, как и при хронометражном методе – установление фактов сокрытия выручки (дохода), являющейся объектом налогообложения.
Наиболее эффективные способы, применяемые в ходе проведения данной проверки, – это:
– контрольная закупка товарно-материальных ценностей;
– контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.
Контрольная закупка может проводиться как за белорусские рубли, так и за иностранную валюту.
Справочно: полномочия налоговых органов на применение указанных методов установлены подп. 1.13 п. 1 части первой ст. 81 НК, а порядок их проведения – Положением о порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 554 (далее – Положение) |*|.
* Порядок использования чек-листов проверяющих органов для внутреннего аудита и самопроверки доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Такие способы контроля выражены в искусственном создании должностными лицами налоговых органов ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации.
Поэтому денежные средства (в т.ч. в иностранной валюте), принятые в оплату товарно-материальных ценностей, заказа на выполнение работ, оказание услуг, подлежат возврату должностным лицам налогового органа, проводившим контрольную закупку, а товарно-материальные ценности – возврату организации (кроме случаев их изъятия).
По результатам проверки оформляется справка или акт контрольной закупки (если в ходе такой закупки будут установлены нарушения). Последний:
– составляется в 2 экземплярах по форме, указанной в приложении к Положению;
– подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими контрольную закупку, и проверенной организацией.
Нередко на практике возникают ситуации, когда:
1) организация отказалась от подписания акта контрольной закупки.
В таких случаях проверяющие должны в акте произвести запись "Фамилия, имя, отчество представителя организации, ознакомлен с содержанием акта, от подписи отказался" и заверить ее своими подписями.
Организация вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта контрольной закупки;
2) организация отказалась получить 2-й экземпляр акта контрольной закупки.
В случае отказа организации получить 2-й экземпляр акта контрольной закупки проверяющие должны:
– произвести в нем запись "Фамилия, имя, отчество представителя организации, получить второй экземпляр акта отказался" и заверить ее своими подписями;
– направить этот второй экземпляр акта в 3-дневный срок заказным письмом с уведомлением о вручении организации.