Указ № 143 и послабления субсидиарной ответственности (Комментарий к Указу № 143)

05 мая 2020

Пункт 23 Указа № 1431 касается привлечения руководителей, участников и собственников к субсидиарной ответственности по долгам юридических лиц – банкротов. Означает ли данное положение отмену субсидиарной ответственности либо приостановление рассмотрения таких дел на какой-то период? Авторы предлагают вместе разобраться в этом вопросе и взглянуть на возможные подводные камни.

 

Что предусматривает Указ № 1431 в части субсидиарной ответственности?

Указ № 1431 вводит обратную силу для подп. 5.6 п. 5 Декрета № 72. Последний в свое время ограничил основания для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам организации-банкрота только виновными (умышленными) действиями руководителей и учредителей, повлекших банкротство. Ранее основаниями являлись не только действия, но и бездействия, повлекшие банкротство юридического лица, а также несвоевременная подача (неподача) заявления о банкротстве.

 

Важно! Указ № 1431 распространяется на вынесенные до 25 февраля 2018 г. (включительно) судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, которые не исполнены по состоянию на 26 апреля 2020 г. (дату вступления в силу Указа № 1431) в полном объеме либо в какой-то части. Эти судебные постановления могут быть предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с гл. 34 ХПК3.

 

Возможно, таким образом, законодатель предоставляет помощь некоторым лицам, против которых ранее были вынесены решения о привлечении к субсидиарной ответственности и которые не рассчитались по таким решениям до настоящего времени. В результате определенных судебных процедур некоторые из этих лиц имеют возможность добиться вынесения новых судебных решений в свою пользу.

 

Субсидиарная ответственность не отменена

Во-первых, Указ № 1431 автоматически не освобождает должников от исполнения обязательств по вступившим в силу судебным постановлениям о привлечении к субсидиарной ответственности, не является амнистией или прощением долга. Он дает возможность инициировать специальную судебную процедуру пересмотра решений судов: возобновление по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с приданием обратной силы подп. 5.6 п. 5 Декрета № 72.

Во-вторых, документ не отменяет положения о субсидиарной ответственности, не исключает привлечения к субсидиарной ответственности в настоящее время и в будущем, не приостанавливает рассмотрение текущих или будущих дел о привлечении к субсидиарной ответственности.

 

Если судебное постановление исполнено полностью, оно не может быть пересмотрено

Могут быть пересмотрены только те судебные постановления, которые не исполнены полностью либо в части, но только в той части, в которой они не исполнены.

Представляется, что даже если по итогам пересмотра будет отказано в привлечении к субсидиарной ответственности, ответчик не сможет претендовать на возврат денежных средств, которые он ранее уплатил во исполнение вынесенного судебного решения.

 

Судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности не пересматриваются «автоматически»

Указ № 1431 дает возможность бывшим ответчикам инициировать пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с гл. 34 ХПК3.

Суды сами не будут инициировать пересмотр ранее вынесенных судебных постановлений о привлечении к субсидиарной ответственности. Не стоит ждать такой инициативы и от взыскателей по исполнительным производствам или судебных исполнителей.

Пока вступившее в законную силу судебное постановление о привлечении к субсидиарной ответственности не отменено, оно законно и должно исполняться.

 

Важно! Инициировать пересмотр может само лицо, привлеченное к ответственности. Кроме того, такое право также имеют должностные лица, имеющие право принесения протеста в порядке надзора (председатель Верховного суда, Генеральный прокурор и их заместители), но для этого следует к ним обратиться.

 

Что следует сделать?

Ответчик должен обратиться в суд с заявлением об отмене судебного постановления и возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, а не с апелляционной, кассационной, надзорной жалобой или иным заявлением.

Заявление следует адресовать в тот суд и в ту инстанцию, которые разрешили дело по субсидиарной ответственности по существу, т.е. вынесли постановление о привлечении к субсидиарной ответственности.

Заявление должно отвечать требованиям к форме и содержанию согласно ст. 320 ХПК3 и не облагается государственной пошлиной (подп. 1.10 п. 1 ст. 257 НК4).

 

В соответствии со ст. 320, 321 ХПК3 заявление может быть подано не позднее 3 месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств, в данном случае – в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Указа № 1431, т.е. с 26 апреля 2020 г.

Указанный 3-месячный срок может быть восстановлен судом, если он пропущен по уважительным причинам, при наличии соответствующего ходатайства.

Рассматривая заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, суд должен будет оценить, является ли придание обратной силы подп. 5.6 п. 5 Декрета № 72 значимым для данного дела.

 

Важно! По результатам рассмотрения заявления суд может либо отменить судебные постановления, ранее принятые по делу, и возобновить дело по вновь открывшимся обстоятельствам, либо отказать в пересмотре.

Так, например, если ранее суд установил, что лица, привлеченные к субсидиарной ответственности, довели своими активными умышленными действиями юридическое лицо до банкротства, что, например, подтверждается приговором суда, то маловероятно, что суд изменит судебное постановление при отсутствии иного.

 

Какова судьба возбужденных исполнительных производств?

В случае подачи в суд заявления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство до окончания пересмотра дела в суде (абз. 7 ст. 50 Закона № 439-З5).

В случае отмены судебного постановления исполнительное производство прекращается на основании абз. 7 ст. 52 Закона № 439-З5, в случае отказа в пересмотре – продолжается.

 

Документы:

1 Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143).

2 Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).

3 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).

4 Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

5 Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон 439-З).

 

Тимур Сысуев, адвокат, руководитель практики разрешения споров и банкротства SBH Law Offices,

Надежда Королева, адвокат, руководитель группы правовой поддержки по делам о банкротстве SBH Law Offices

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup