Глава 14 Налогового кодекса, как и другие, с 2022 г. претерпит изменения. Остановимся на наиболее важных изменениях, планируемых на 2022 г., по налогу на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
1. Статья 115. Объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость
Абзац 2 подп. 2.29 п. 2 ст. 115 |
|
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
акцизных марок Республики Беларусь, контрольных и специальных марок для маркировки алкогольных напитков, акцизных марок Республики Беларусь и специальных марок для маркировки табачных изделий, контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров, контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов, инструкций (методических указаний) по контролю подлинности указанных марок и знаков в комплекте с идентификатором латентного (скрытого) изображения |
акцизных марок Республики Беларусь, контрольных и специальных марок для маркировки алкогольных напитков, акцизных марок Республики Беларусь и специальных марок для маркировки табачных изделий, контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов, инструкций (методических указаний) по контролю подлинности указанных марок и знаков в комплекте с идентификатором латентного (скрытого) изображения |
Комментарий: планируется исключить из оборотов, не признаваемых объектами налогообложения НДС, выдачу контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров.
2. Статья 116. Место реализации товаров
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
|
в момент завершения транспортировки товаров (независимо от ее вида) при электронной дистанционной продаже товаров покупателю Республики Беларусь товары находятся в Республике Беларусь |
Комментарий: будет определено место реализации товара при электронной дистанционной продаже товаров покупателю Республики Беларусь. Местом реализации товаров будет признаваться территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров они находятся в Республике Беларусь.
3. Статья 117. Место реализации работ, услуг, имущественных прав
Часть вторая подп. 1.1 п. 1 ст. 117 |
|
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
|
Работы, услуги рассматриваются как непосредственно связанные с недвижимым имуществом: если недвижимое имущество необходимо для их выполнения (оказания); когда они предоставляются в отношении недвижимого имущества, имея целью его физическое изменение или изменение вещных прав на него |
Абзац 3 части третьей подп. 1.1 п. 1 ст. 117 |
|
услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества, непосредственно связанных с недвижимым имуществом инжиниринговых, дизайнерских услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством |
услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества, услуг по управлению недвижимым имуществом, за исключением управления инвестиционным недвижимым имуществом, непосредственно связанных с недвижимым имуществом инжиниринговых, дизайнерских услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством, изыскательских работ |
Абзацы 4–5 ч.3 подп. 1.1 п. 1 ст. 117 |
|
|
посреднических услуг при продаже или при сдаче в аренду (пользование) недвижимого имущества, а также при создании или передаче имущественных прав на недвижимое имущество, за исключением посреднических услуг при предоставлении мест для временного проживания (в гостиницах, санаториях, домах (лагерях) отдыха, кемпингах), если посредник действует от имени и в интересах другого лица; юридических услуг, связанных с передачей (оформлением) права собственности на недвижимое имущество, его регистрацией, установлением или передачей имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением юридических услуг, предметом оказания которых является предоставление консультаций по исполнению договора о передаче недвижимого имущества или прав на него, его регистрации) |
Комментарий: в проекте уточнены критерии признания работ и услуг непосредственно связанными с недвижимым имуществом для целей признания местом их реализации Республику Беларусь. Также дополнен перечень услуг с недвижимым имуществом.
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
покупателем (приобретателем) услуг в электронной форме является физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), отвечающее критериям, определенным пунктом 2 статьи 141 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе – физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), приобретающее услуги в электронной форме в Республике Беларусь); |
покупателем Республики Беларусь, соответствующим критериям, определенным пунктом 2 статьи 141, пунктом 2 статьи 1411 настоящего Кодекса, приобретаются услуги в электронной форме. К таким услугам в электронной форме приравниваются: телекоммуникационные услуги, за исключением услуг телевизионного и звукового вещания и услуг в электронной форме, определенных в пункте 4 настоящей статьи; услуги телевизионного и звукового вещания |
Абзац 4 ч.2 подп. 1.6 п. 1 ст. 117 |
|
|
услуг, оказываемых (приобретаемых) в целях подтверждения соответствия процесса производства, продукции, иных объектов требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации и (или) требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами |
Комментарий: планируется к услугам в электронной форме, приобретаемым покупателем Республики Беларусь, отнести телекоммуникационные услуги, услуги телевизионного и звукового вещания, а также дополнить перечень услуг, место реализации которых определяется по месту нахождения исполнителя.
4. Статья 118. Освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
|
работ (услуг), оказываемых белорусским организациям и белорусским индивидуальным предпринимателям в целях подтверждения соответствия процесса производства, продукции, иных объектов требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации и (или) требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами |
Комментарий: будет дополнен перечень работ, обороты по реализации на территории Республики Беларусь которых иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, освобождаются от НДС.
5. Статья 121. Определение момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав
Абзац 4 ч. 3 п. 6 ст. 121 |
|
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
дата составления первичного учетного документа – в случаях, не указанных в абзацах втором и третьем настоящей части |
дата составления первичного учетного документа – в случаях, не указанных в абзацах втором и третьем настоящей части. При этом, если первичный учетный документ содержит различные даты его подписания, то датой его составления признается наиболее поздняя из дат |
Комментарий: уточняется дата составления первичного учетного документа для определения МФР при выполнении работы (этапа работы), оказании услуги (этапа услуги), результат которой не может быть использован заказчиком до завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги).
Часть 1 п. 7 ст. 121 |
|
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
Днем выполнения строительных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ признается последний день месяца выполнения работ. При неподписании принимающей стороной актов выполненных работ за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, днем выполнения строительных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ признается день подписания принимающей стороной актов выполненных работ |
Днем выполнения строительных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ признается: последний день месяца выполнения работ – при подписании принимающей стороной актов выполненных работ за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным; день подписания принимающей стороной актов выполненных работ – при подписании принимающей стороной актов выполненных работ за отчетный месяц после 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным. Настоящее положение применяется также в случае, когда 10-е число (включительно) месяца, следующего за отчетным, приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством выходным днем и (или) нерабочим государственным праздником (нерабочим праздничным днем) |
Комментарий: уточняется определение дня выполнения строительных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ.
Часть 4 п. 29 ст. 121 |
|
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
|
Для целей части первой настоящего пункта день осуществления предварительной оплаты (авансового платежа) не признается моментом фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, если в последующем соблюдаются в совокупности следующие условия: отсутствует факт отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав такой иностранной организацией; предварительная оплата (авансовый платеж) возвращена (возвращен) такой иностранной организацией до установленной законодательством даты представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный период, на который приходится день осуществления предварительной оплаты (авансового платежа) |
Комментарий: уточнено, в каких случаях день предварительной оплаты не будет признаваться в качестве МФР при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
6. Статья 122. Ставки налога на добавленную стоимость
Абзац 4 ч.2 подп. 2.21 п. 2 ст. 122 |
|
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
|
лекарственных препаратов, прошедших все стадии технологического процесса, за исключением процессов фасовки и (или) упаковки – наличие заключения Министерства здравоохранения на ввоз таких лекарственных препаратов на территорию Республики Беларусь, подтверждающее их предназначение для выполнения стадий технологического процесса фасовка и (или) упаковка |
Комментарий: предполагается дополнить категории лекарственных средств и медицинских изделий, при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 %.
7. Статья 129. Порядок корректировки оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (исчисленной суммы налога на добавленную стоимость) в отдельных случаях
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
|
На суммы отмененных (полностью или частично) сумм санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров при заключении мирового соглашения, соглашения о примирении, медиативного соглашения, международного медиативного соглашения налоговая база уменьшается, если ранее на указанные суммы санкций налоговая база была увеличена в соответствии с подпунктом 4.2 пункта 4, частью второй пункта 39 статьи 120 настоящего Кодекса. Отмена (полностью или частично) сумм санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров определяется как дата вступления в силу мирового соглашения, соглашения о примирении или дата заключения медиативного соглашения, международного медиативного соглашения. Изменения в части уменьшения налоговой базы, установленного частью первой настоящего пункта, вносятся в налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость за: отчетный период, на который приходится отмена (полностью или частично) сумм санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров, если иное не установлено в настоящей части; прошлый налоговый период, в котором на отмененные (полностью или частично) суммы санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров налоговая база была увеличена в соответствии с подпунктом 4.2 пункта 4, частью второй пункта 39 статьи 120 настоящего Кодекса – если отмена (полностью или частично) сумм санкций приходится на текущий налоговый период, по итогам которого либо сумма требуемого уменьшения налоговой базы может превышать сумму налоговой базы за этот текущий налоговый период либо возможная для уменьшения налоговая база за этот текущий налоговый период отсутствует |
Комментарий: в 2022 г. можно будет уменьшить налоговую базу на суммы отмененных санкций за нарушение покупателями условий договоров при заключении мирового соглашения, соглашения о примирении и др., если ранее на указанные суммы санкций налоговая база была увеличена. Прописывается порядок такой корректировки.
8. Статья 133. Порядок применения налоговых вычетов
Абзац 4 ч. 1 подп. 24.15 п. 24 ст. 133 |
|
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
|
утраты товара при его хранении, транспортировке и (или) реализации в пределах норм естественной убыли (потерь, боя), установленных законодательством, а при их отсутствии – в пределах норм, установленных руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным |
Комментарий: предполагается дополнить случаи утраты товаров, по которым могут быть приняты к вычету суммы налога на добавленную стоимость. Те есть восстановление вычетов в случае их утраты по указанному основанию не требуется.
9. Статья 134. Порядок определения сумм налога на добавленную стоимость, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Методы распределения налоговых вычетов
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
|
обороты по возмещению, облагаемые плательщиком в соответствии с подпунктами 9.3 и 9.4 пункта 9 статьи 122 настоящего Кодекса, и в отношении которых в соответствии с абзацем третьим пункта 12 статьи 134 настоящего Кодекса суммы налога на добавленную стоимость подлежат распределению методом раздельного учета |
Комментарий: будет закреплено, что для целей распределения вычетов по НДС по удельному весу в общую сумму оборотов не будут включаться обороты по возмещению, облагаемые плательщиком в соответствии с подп. 9.3 и 9.4 ст. 122 НК, в отношении которых в соответствии с абз. 3 п. 12 ст. 134 НК суммы НДС подлежат распределению методом раздельного учета.
10. Статья 137. Порядок возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
|
В случае направления плательщику уведомления в соответствии с частью первой пункта 8 статьи 73 настоящего Кодекса для подтверждения обоснованности возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость возврат, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, производится не позднее пяти рабочих дней: со дня получения от плательщика дополнительных документов, информации и (или) пояснений, в том числе о внесении соответствующих исправлений в документы, либо налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость с внесенными изменениями и (или) дополнениями, которые приняты налоговым органом в обоснование установленных в ходе последующего этапа камеральной проверки обстоятельств; со дня составления акта камеральной проверки в соответствии с частью четвертой пункта 8 статьи 73 настоящего Кодекса в сумме, которая признана обоснованно предъявленной плательщиком к возврату |
|
Зачет суммы превышения налога на добавленную стоимость в порядке, установленном настоящей статьей, может быть произведен в счет уплаты установленных настоящим Кодексом авансовых платежей, при наличии объекта налогообложения по соответствующему налогу (сбору) пошлине, в том числе у иного лица |
Комментарий: статья 137 НК будет дополнена подп. 51, которая будет регламентировать срок и порядок возврата превышения НДС в случае направления плательщику уведомления по результатам последующего этапа камеральной проверки, а также п. 11 – о возможности проведения зачета превышения НДС в счет уплаты авансовых платежей, установленных НК по другому налогу.
11. Статья 139. Особенности налогообложения налогом на добавленную стоимость, взимаемым налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Евразийского экономического союза взимание налога на добавленную стоимость осуществляют налоговые органы в соответствии с настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, составляющими право Евразийского экономического союза |
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Евразийского экономического союза взимание налога на добавленную стоимость осуществляют налоговые органы в соответствии с настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, составляющими право Евразийского экономического союза, за исключением случаев помещения таких товаров под: таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада; таможенную процедуру реимпорта при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны |
Комментарий: налоговыми органами не будет осуществляться взмывание НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС и помещении таких товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада, реимпорта при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
12. Статья 141 полностью будет изложена в новой редакции.
В состав плательщиков НДС планируется ввести иностранные ИП, которые при реализации покупателям Республики Беларусь услуг в электронной форме будут обязаны исчислять и уплачивать НДС в бюджет Республики Беларусь (исключение – если оборот по реализации таких услуг в текущем налоговом периоде не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро (без учета НДС), определенную исходя из курса центрального банка государства по месту государственной регистрации такой иностранной организации (иностранного ИП), на последнее число квартала, в котором такие услуги реализованы покупателю Республики Беларусь).
Планируется к покупателям Республики Беларусь помимо физлиц отнести и организации, а также определить условия признания организаций покупателями Республики Беларусь.
13. Планируется дополнить кодекс статьей 1411 «Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость иностранными организациями (иностранными индивидуальными предпринимателями) при электронной дистанционной продаже товаров», которой и будет регулироваться налогообложение НДС электронной дистанционной продажи товаров иностранными организациями (иностранными ИП). Нормы данной статьи схожи с нормами ст. 141 (в ред. 2022 г.).
14. Статья 142. Возврат (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также их персоналу (включая членов их семей)
Абзац 3 п. 1 ст. 142 |
|
в действующей редакции |
в проекте на 2022 г. |
оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств и учреждений (включая проживающих вместе с ними членов их семей) |
оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) и предоставлению на территории Республики Беларусь объекта аренды для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств и учреждений (включая проживающих вместе с ними членов их семей) |
Комментарий: в список оборотов, по которым диппредставительствам и консульским учреждениям иностранных государств производится возврат (возмещение) сумм НДС, в 2022 г. планируется включение оборотов по предоставлению на территории Республики Беларусь объекта аренды.