Ситуация
Организация приобрела калькулятор Citizen стоимостью 74,00 руб. (условно товар без НДС). После оплаты товара его получил заведующий складом Ивановским О.П. Однако Ивановский О.П. потерял товарную накладную (далее – ТН) и не представил ее в бухгалтерию. По состоянию на 30 июня 2020 г. в бухгалтерии образовалась дебиторская задолженность на сумму 74,00 рубля.
Как поступить бухгалтеру в данном случае?
Согласно п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (далее – ПУД).
По мнению автора, алгоритм действий бухгалтера может быть следующий.
1. Главный бухгалтер сообщает руководителю организации об утере ТН в письменной форме.
2. Материально ответственное лицо (заведующий складом – Ивановский О.П.) должно написать объяснительную записку на имя руководителя организации, в которой указывает факт получения калькулятора и утери ТН, с указанием причин и обстоятельств ее утери.
3. Бухгалтерия составляет акт сверки расчетов с продавцом товара, который подписывают две стороны – поставщик и покупатель (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
4. Покупатель обращается к продавцу с просьбой предоставить заверенную копию ТН.
5. Проводится инвентаризация материальных ценностей у материально ответственного лица, получившего товар, по результатам которой составляется сличительная ведомость (калькулятор Citizen) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
6. Для отражения хозяйственной операции необходимо составить бухгалтерскую справку (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и приложить к ней необходимые документы:
- – копию ТН;
- – договор;
- – счет-фактуру;
- – платежное поручение;
- – акт сверки с продавцом;
- – сличительную ведомость;
- – объяснительную записку материально ответственного лица.
Бухгалтерская справка вместе с приложенными к ней документами может служить основанием для отражения факта совершения хозяйственной операции (покупки калькулятора) и отражения поступления товара в бухгалтерском учете.