Налогообложение прибыли при исполнении положений Указа № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом»

18 октября 2024

МНС разъяснило вопросы налогообложении прибыли у организаций в связи с исполнением положений Указа от 16.05.2023 № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом».

 

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.10.2024 № 2-2-13/02889 «О разъяснении по налогу на прибыль»

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь по вопросу отражения при налогообложении прибыли отдельных расходов, возникающих у организаций в связи с исполнением положений Указа Президента Республики Беларусь от 16.05.2023 № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» (далее – Указ № 138), разъясняет следующее.

1. Согласно подпункту 1.15 пункта 1 Указа № 138 без заключения договора аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества производится размещение:

работников Департамента охраны Министерства внутренних дел (далее – Департамент), непосредственно осуществляющих охрану объектов, находящихся в государственной собственности, охрану общественного порядка на указанных объектах на основании заключенных с этим Департаментом договоров об оказании охранных услуг;

работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее – органы МЧС), обеспечивающих на основании заключенных договоров об оказании услуг обслуживание объектов организаций с пожарными аварийно-спасательными подразделениями (далее – ПАСС).

Пунктом 7 Требований к оказанию услуг по созданию и функционированию профессиональных аварийно-спасательных служб, осуществляющих тушение пожаров, предусмотрено, что оснащение ПАСС необходимой техникой, оборудованием и снаряжением должно осуществляться на основании соответствующего расчета и с учетом характеристики района выезда (характеристик защищаемого объекта (объектов) или территорий) (приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2023 № 234 «Об определении требований к выполнению работ и оказанию услуг, составляющих лицензируемую деятельность по обеспечению пожарной безопасности»).

Согласно пункту 3 Договора об оказании органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям услуг по обслуживанию организаций ПАСС, иными подразделениями по чрезвычайным ситуациям, а также структурными подразделениями территориальных органов по чрезвычайным ситуациям (приложение к постановлению Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Беларусь от 29.11.2023 № 65 «Об установлении типовой формы договора»):

исполнитель (орган, подразделение МЧС) обязан выполнять иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-ХII «О пожарной безопасности» и иными актами законодательства (подпункт 3.1.15);

заказчик (организация) обязан осуществлять оказание работникам исполнителя экстренной медицинской помощи (подпункт 3.3.21).

Исходя из положений статьи 16 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» экстренная медицинская помощь относится к скорой медицинской помощи и оказывается при внезапном возникновении у пациента заболеваний, состояний и (или) обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу для жизни пациента и (или) окружающих, требующих экстренного медицинского вмешательства.

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (пункт 1 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)).

Суммы налога на недвижимость и земельного налога включаются плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, кроме, в частности, сумм этих налогов, возмещаемых ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена актами Президента Республики Беларусь (статья 234 НК, пункт 1, подпункт 3.1 пункта 3 статьи 245 НК).

На основании пункта 1 статьи 173 НК при налогообложении не учитываются расходы:

на выполнение (оказание) плательщиком или оплату работ (услуг), не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подпункт 1.1);

на выполнение работ по строительству, оборудованию, содержанию (включая затраты на все виды ремонта) объектов, за исключением поименованных в подпункте 3.28 пункта 3 статьи 175 НК, а также амортизационные отчисления находящихся на балансе организации объектов, не участвующих в предпринимательской деятельности (подпункт 1.2).

Таким образом, амортизационные отчисления, а также расходы по эксплуатации и ремонту имущества, предоставляемого Департаменту и органам МЧС в рамках исполнения возложенных договорами и законодательством на заказчика (организацию) обязанностей, стоимость коммунальных услуг и суммы налога на недвижимость и земельного налога по этому имуществу, включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Такие же подходы к учету при налогообложении прибыли вышеуказанных расходов применяются и в случаях, когда предоставленное имущество используется органом МЧС одновременно в целях исполнения услуг для заказчика (организации) и для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ согласно планам привлечения (расписанию выезда), утвержденным МЧС, а также когда медицинская помощь оказывается медицинскими работниками организации одновременно для осуществления своей производственной деятельности и в связи с оказанием экстренной помощи сотрудникам органа МЧС на основании соответствующего договора.

2. Частью четвертой подпункта 1.6 пункта 1 Указа № 138 установлено, что при налогообложении прибыли суммы полученной арендной платы, арендной платы на рынках, подлежащие перечислению в местный бюджет в соответствии с частью первой подпункта 1.6 Указа № 138, включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а сумма платы за право заключения договоров аренды – во внереализационные расходы.

При этом частью третьей подпункта 1.6 Указа № 138 предусмотрено, что арендодатели могут получить освобождение от перечисления либо изменение размера подлежащих перечислению в местный бюджет платы за право заключения договоров аренды, полученной арендной платы, арендной платы на рынках в порядке и по основаниям, установленным местными Советами депутатов.

С учетом изложенного при налогообложении прибыли учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы полученной арендной платы, арендной платы на рынках, подлежащие перечислению в бюджет, а в составе внереализационных расходов – суммы платы за право заключения договоров аренды, подлежащие перечислению в бюджет.

При предоставлении арендодателю преференции, предусмотренной частью третьей подпункта 1.6 пункта 1 Указа № 138, у него отсутствует обязанность перечислять часть суммы указанных плат в бюджет и соответственно основания для включения соответствующих сумм платы в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, внереализационных расходов.

Заместитель Министра
И.Н.Клепча

 

Разъяснение опубликовано 16 октября 2024 г. на сайте МНС (nalog.gov.by).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup