(Комментарий к подп. 2.1 и 2.6 п. 2 ст. 66 Налогового кодекса Республики Беларусь)
Порядок открытия и регистрации представительства зависит от деятельности, осуществляемой представительством коммерческой иностранной организации в Беларуси.
Если представительство от имени и по поручению представляемой им иностранной организации открыто:
- для осуществления деятельности подготовительного и вспомогательного характера.
В этом случае представительство подлежит аккредитации в МИДе Республики Беларусь.
Порядок открытия такого представительства и его деятельность регулирует Положение, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189.
То есть иностранная компания, открывающая в Беларуси такое структурное подразделение, как представительство, будет вправе заниматься:
– изучением товарных рынков Республики Беларусь;
– изучением возможностей для осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь;
– созданием коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;
– иной деятельностью вспомогательного характера.
Такое представительство подлежит постановке на учет в белорусском налоговом органе в соответствии с подп. 2.1 п. 2 ст. 66 Налогового кодекса (далее - НК);
2) для осуществления предпринимательской деятельности.
В этом случае иностранная организация должна стать на учет в налоговом органе по месту осуществления своей деятельности через представительство в республике в порядке, определенном подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК. В этом случае аккредитация в МИДе не требуется.
Норма подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК действует в отношении иностранных организаций, деятельность которых рассматривается согласно пп. 3 и 4 ст. 139 НК как деятельность, осуществляемая через постоянное представительство в Беларуси.
Определяющим фактором постановки на налоговый учет иностранной организации с типом «постоянное представительство» является превышение сроков деятельности иностранной компании в Беларуси, указанных в пп. 3 и 4 ст. 139 НК (90 и 180 дней).
То есть если иностранная организация выполняет на территории Республики Беларусь работы (оказывает услуги) в течение периода, превышающего сроки, установленные пп. 3 и 4 ст. 139 НК, то она обязана:
– стать на учет в белорусском налоговом органе до начала деятельности по договорам, заключаемым с органом государственного управления Республики Беларусь, юридическим, физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем;
– исчислять и уплачивать налоги, сборы, пошлины в бюджет Республики Беларусь в порядке, установленном белорусским законодательством (налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, удерживать подоходный налог с физических лиц и др.).
Справочно: налоги уплачиваются, если возникают соответствующие объекты налогообложения.
Обратим внимание, что:
1) на постановку на учет в налоговом органе не влияют сроки, установленные в международных договорах Республики Беларусь по вопросам налогообложения;
2) если сроки по международному договору меньше сроков, указанных в пп. 3 и 4 ст. 139 НК, то у иностранной организации нет оснований для постановки на налоговый учет в качестве постоянного представительства.
Отметим, что в некоторых международных соглашениях отдельно выделяются работы по надзорной или консультационной деятельности, связанные со строительной площадкой. Рассмотрим, как действует эта норма.
Ситуация. Постоянное представительство на гарантийный период
Белорусская организация (заказчик) заключает с чешской организацией (исполнитель) контракт на выполнение работ по реконструкции здания в Беларуси. Срок контракта – 18 месяцев.
Контрактом предусмотрено, что строительные работы будут продолжаться 12 месяцев, а гарантийные обязательства – еще 6 месяцев после ввода объекта в эксплуатацию.
Возникает ли у чешской организации постоянное представительство в Республике Беларусь и если да, то на какой период?
Возникает – на период строительства и всего гарантийного периода.
У чешской организации возникает постоянное представительство в Республике Беларусь, и она обязана стать на учет в белорусском налоговом органе. В п. 3 ст. 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 14.10.1996 (далее – Соглашение с Чехией) установлено, что строительная площадка или строительный, монтажный либо сборочный объект либо связанная с ними надзорная деятельность являются постоянным представительством, если такая площадка, объект либо деятельность осуществляются более 12 месяцев.
Надзор в области строительной деятельности осуществляется в целях обеспечения соблюдения участниками строительной деятельности законодательства, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, при подготовке к строительству, разработке проектной документации, выполнении строительно-монтажных, пусконаладочных работ, приемке объекта в эксплуатацию, а также в процессе его эксплуатации в период гарантийного срока (п. 1 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»; далее – Закон).
С учетом положений Соглашения с Чехией и Закона, а также того, что контракт не завершается в связи с вводом объекта в эксплуатацию, постоянное представительство у чешской организации на территории Республики Беларусь должно существовать на протяжении выполнения строительно-монтажных работ и всего гарантийного периода.
Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2016, № 46