Круглый стол по теме «Камеральный контроль-2019: методы выявления нарушений и порядок их исправления» состоялся

26 декабря 2019

Ассоциация  налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА» провела круглый стол «Камеральный контроль-2019: методы выявления нарушений и порядок их исправления». Участники общеобразовательного мероприятия смогли получить ответы на вопросы, касающиеся  функции предварительного контроля плательщика и камерального контроля налоговых органов по совершению финансово-хозяйственных операций, по которым необходимо оформлять ЭСЧФ. В работе круглого стола приняли участие:  Еськова Светлана Владимировна – начальник управления организации камерального контроля Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь; Нехай Наталья Евгеньевна – аудитор, член редколлегии журнала «Главный Бухгалтер»; эксперты и редакторы журнала «Главный Бухгалтер» и портала GB.BY.

Для всех плательщиков НДС в Республике Беларусь обязательным электронным документом является электронный счет-фактура (ЭСЧФ). Он служит основанием для принятия плательщиком сумм НДС к вычету и является источником сведений об исчисленных и подлежащих уплате сумм НДС. Основываясь на имеющихся данных, приведенных плательщиком в ЭСЧФ, налоговые органы осуществляют камеральный контроль. Он позволяет контролировать полноту уплаты НДС в бюджет удаленно. Поэтому важно своевременно выявить отклонения показателей налоговых деклараций (расчетов) с имеющимися в налоговых органах документами и сведениями, содержащимися в АИС «Учет счетов-фактур». Данная тема была предметом рассмотрения при проведении круглого стола.

После регистрации и приветственной кофе-паузы спикер Светлана Владимировна обратила внимание, что плательщики своевременно не обновляют АИС «Учет счетов-фактур». Это в свою очередь приводит к некорректной работе Портала и у плательщиков могут возникнуть сложности при работе и даже при входе в Личный кабинет. Поскольку работы по доработке функций Портала производятся постоянно, разработчики рекомендуют обновлять систему после каждого входа плательщика в Личный кабинет в АИС «Учет счетов-фактур» путем нажатия на клавиатуре клавиши F5 либо комбинации клавиш Ctr+F5.

Если и после обновления у плательщика возникли проблемы с работой Портала, можно обратиться в службу технической помощи по единому номеру 110 (круглосуточная работа) либо направить запрос с описанием возникших проблем на электронную почту  vat.support@becloud.by.  Позже с плательщиком свяжутся специалисты службы технической помощи по контактам, которые он укажет в своем запросе.

 

Какие доработки в АИС «Учет счетов-фактур» были осуществлены в 2019 г. для расширения возможностей функции предварительного контроля?

Предварительный контроль налоговой базы НДС проверяется с помощью мониторинга сделок. Предварительный контроль вычетов также можно проверить с помощью мониторинга сделок. В настоящее время расширены возможности сохранения результатов предварительного контроля. Добавлена функция «Расчет показателей предварительного контроля, формирование детализации в мониторинге сделок, в том числе по КК, которые отработали без отклонений»:

Добавлена возможность мониторинга ЭСЧФ на основе архивных данных. По истечении календарного года ЭСЧФ автоматически переносятся в архивную часть раздела «Личный кабинет» на Портале (п. 18 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15; далее – Инструкция № 15). 

Важно! С 1 января 2020 г. в архивную часть перемещены ЭСЧФ, дата совершения операций по которым относится к 2018 г. В этом разделе плательщик может проводить основные операции с ЭСЧФ: просматривать, выгружать, аннулировать, управлять вычетами, а также формировать отчеты по архивным ЭСЧФ.

Также имеется возможность формирования мониторинга ЭСЧФ за архивный период в отношении ЭСЧФ, выставленных в актуальном периоде, но по дате совершения операции относящихся к архивному периоду:

Какие изменения произошли в форме декларации по НДС?

Предварительный контроль на Портале помогает плательщику избежать ошибок при заполнении декларации по НДС, поэтому логично коснуться и изменений в форме декларации.

 

На титульном листе  декларации дополнен признак «Внесение изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет)» – введен раздел  «в соответствии с пунктом 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь согласно уведомлению». При получении уведомления от налогового органа в случае выявления расхождений между данными Портала и налоговой декларацией плательщик может внести изменения в поданную ранее декларацию. При этом на  титульном листе декларации необходимо сделать соответствующую отметку – проставить знак «X» в строке «в соответствии с пунктом 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь согласно уведомлению». В признаке представления уточненной декларации также нужно указать номер и дату уведомления налогового органа (части вторая, пятая и седьмая подп. 8.1 п. 8 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам) книги покупок, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей»; далее – Инструкция № 2).

Дополнен разд. IV «Другие сведения». Суммы «ввозного» НДС, не принятые к вычету в 2018 г. в связи с ограничением, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость» (далее – Указ № 99), в 2019 г. отражаются в стр. 1.3.1 разд. IV «в том числе суммы НДС, не принятые к вычету в прошлом налоговом периоде и подлежащие вычету в том отчетном периоде текущего налогового периода, в котором истекло 60 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой». До 2019 г. аналогичные данные отражались по стр. 2.2, которая с 2019 г. упразднена.

Раздел IV также дополнен стр. 6.3 «суммы уменьшения налоговых вычетов по иным основаниям, установленным Налоговым кодексом Республики Беларусь» для отражения суммы уменьшения налоговых вычетов, по которым (часть первая подп. 18.10 п. 18 Инструкции № 2):

  • либо отсутствуют ЭСЧФ;
  • либо получены ЭСЧФ, но не подписаны ЭЦП плательщика;
  • либо в ЭСЧФ не указан признак «Не подлежит вычету».

По указанной строке отражаются суммы корректировок налоговых вычетов, производимых, например, при возврате товаров; при уменьшении стоимости товаров (работ, услуг); при возврате (уменьшении) сумм «ввозного» НДС; при уменьшении излишне предъявленных сумм НДС; при порче, утрате товаров, а также по иным основаниям.

 

Раздел IV дополнен стр. 15 «Суммы НДС, отраженные в учете плательщика, но не признаваемые налоговыми вычетами на конец отчетного периода» и 15.1 «суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров, подлежащие вычету в следующих отчетных периодах, в которых истечет 30 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой». К таким суммам относятся:

  • суммы НДС, предъявленные при приобретении объектов (уплаченные при ввозе товаров), по которым отсутствуют ЭСЧФ;
  • суммы НДС, предъявленные при приобретении объектов, по которым получены ЭСЧФ, но не подписаны ЭЦП;
  • суммы НДС, исчисленные, но не уплаченные в бюджет при приобретении объектов у нерезидентов, в ЭСЧФ по которым указан признак «Дата наступления права на вычет»;
  • суммы НДС, предъявленные при приобретении объектов (уплаченные при ввозе товаров), в ЭСЧФ по которым указаны признаки «Отложенный вычет» или «Дата наступления права на вычет» (часть первая подп. 18.17 п. 18 Инструкции № 2).

 

Таким образом, сальдо не принятых к вычету сумм НДС на конец отчетного периода отражается по стр. 11 – в части сумм НДС, признаваемых налоговыми вычетами, в стр. 15 – в части сумм НДС, отраженных в учете плательщика, но не признаваемых налоговыми вычетами на конец отчетного периода.

 

После обеда слушателей ожидала вторая часть мероприятия, в ходе проведения которой спикер Нехай Наталья Евгеньевна рассмотрела отдельные  вопросы, связанные с порядком исправления ошибок и нарушений при налоговом контроле и самопроверке отчетности в 2019 г.:

ЭСЧФ по НДС: ошибки и рекомендации по их исправлению

ЭСЧФ по НДС обязаны составлять плательщики, указанные в абз. 2–4 ст. 112 НК, если иное не установлено ст. 131 НК, по оборотам, указанным в п. 2 ст. 131 НК. Случаи, когда ЭСЧФ не создается, перечислены в п. 3 ст. 131 НК.

Форма ЭСЧФ установлена в Инструкции № 15.

Электронный документооборот между продавцами и покупателями осуществляется с использованием Портала ЭСЧФ (www.vat.gov.by).

Рассмотрим ошибки, допускаемые плательщики при проведении камерального контроля, и как их можно исправить.

 

Ошибки при определении срока выставления ЭСЧФ

Организациям, допускающим ошибки при определении срока выставления ЭСЧФ, необходимо руководствоваться нормами ст. 4 НК, которыми определены общие правила отсчета сроков.

Течение срока, установленного для совершения действия и исчисляемого годами, за исключением календарного года, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, совершения действия, которыми определено его начало  (часть вторая ст. 4 НК).

В случаях, когда последний день срока, установленного для совершения действия, приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством выходным днем и (или) нерабочим государственным праздником (нерабочим праздничным днем), днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть седьмая ст. 4 НК).

Выставление ЭСЧФ является действием. То есть если последний день срока выставления ЭСЧФ (10-е число) выпадает на выходной день, например на 10 мая 2020 г. (воскресенье), то срок выставления ЭСЧФ переносится на 11-е мая – понедельник.

Если срок установлен количеством дней (3 рабочих дня), его отсчет начинается со следующего дня. Например, если сведения получены 13 января, то 3 рабочих дня – это 14, 15 и 16 января. То есть ЭСЧФ выставляется не позднее 16 января.

Справочно: согласно части первой п. 5 ст. 131 НК общий срок выставления ЭСЧФ – 10-е число.

ЭСЧФ выставляется не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии со ст. 121 НК, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится:

– день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иной срок не установлен ст. 131 НК;

– момент фактической реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), имущественных прав – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих положения п. 1 ст. 140 НК (т.е. исчисляющих НДС «по оплате»).

 

Что следует указывать в стр. 3 ЭСЧФ?

Организации допускают ошибки при заполнении стр. 3 ЭСЧФ «Дата совершения операции»: неверно указывают дату совершения операции.

Дата совершения операции в ЭСЧФ, создаваемых на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, указывает на то, в каком периоде оборот будет отражен в разд. I налоговой декларации по НДС. По этой дате Портал определяет, с налоговой декларацией за какой период нужно сравнивать данный ЭСЧФ при камеральном контроле.

В стр. 3 ЭСЧФ необходимо отражать дату совершения хозяйственной операции, которая соответствует:

– моменту фактической реализации объектов, определяемому в соответствии с законодательством, или иной дате, если указание такой даты предусмотрено Инструкцией № 15;

– дате, относящейся к отчетному периоду, в котором должен быть отражен (откорректирован, исключен) в налоговой декларации соответствующий оборот по реализации объектов в случае, когда момент фактической реализации объектов не соответствует дате отражения (корректировки, исключения) оборотов в налоговой декларации. В таком случае может указываться дата, соответствующая последнему дню определенного отчетного периода;

– последнему дню отчетного периода при реализации объектов физическим лицам, за исключением случая выставления ЭСЧФ по требованию покупателя в соответствии с п. 6 ст. 131 НК;

– дате принятия на учет ввезенных товаров в соответствии с законодательством либо последнему дню отчетного периода, в котором сумма НДС будет подлежать вычету в соответствии с законодательством, если указание иной даты не предусмотрено Инструкцией № 15 (подп. 21.3 п. 21 Инструкции № 15).

 

Пример 1. Определение даты совершения операции

Организация отгрузила товары на территории Республики Беларусь 31.03.2020. Дата начала транспортировки товаров – 01.04.2020. 

 

Днем отгрузки товаров признаются:

– дата их отпуска покупателю (получателю или организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющей перевозку (экспедирование) товара, или организации связи), если продавец не осуществляет доставку (транспортировку) товаров либо не производит затрат по их доставке (транспортировке);

– дата, определяемая в соответствии с учетной политикой организации (решением индивидуального предпринимателя), но не позднее даты начала их транспортировки – в иных случаях (п. 1 ст. 121 НК).

Таким образом, если организация:

не осуществляет доставку (транспортировку) товаров либо не производит затрат по их доставке (транспортировке)

осуществляет доставку (транспортировку) товаров либо производит затраты по их доставке (транспортировке)

днем отгрузки товаров признается 31.03.2020

днем отгрузки товаров в соответствии с учетной политикой может быть или 31.03.2020 (дата отпуска товаров), или 01.04.2020 (дата начала транспортировки товаров

В первом случае ЭСЧФ выставляется не ранее 31.03.2020 и не позднее 10.04.2020, во втором случае – не ранее 10.04.2020 и не позднее 11.05.2020 (10 мая – воскресенье).

Дата совершения операции, указываемая в ЭСЧФ,– 31.03.2020 и 01.04.2020.

Справочно: если покупателем получен ЭСЧФ, в котором дата совершения операции – 01.04.2020, но дата отгрузки товаров согласно ТТН-1 – 31.03.2020, такое расхождение может быть обоснованным, если продавец определяет дату отгрузки товаров как дату их транспортировки. 

 

В ЭСЧФ неверно выбран статус поставщика

Статусы поставщика и получателя, предусмотренные в ЭСЧФ, нужны для того, чтобы камеральный контроль мог определить, надо ли оборот, отраженный в ЭСЧФ, сравнивать с декларацией по НДС, либо ЭСЧФ создан для того, чтобы передать кому-либо НДС «транзитом».

При создании и заполнении ЭСЧФ возможно взаимодействие следующих статусов поставщиков и получателей (п. 27 Инструкции № 15):

– при указании статуса поставщика «Продавец» доступны статусы получателя «Покупатель», «Потребитель», «Комиссионер»;

– указании статуса поставщика «Комитент» доступен статус получателя «Комиссионер»;

– выставлении статуса поставщика «Комиссионер» доступны статусы получателя «Покупатель», «Потребитель», «Комитент», «Комиссионер»;

– указании статуса поставщика «Доверительный управляющий» доступен статус получателя «Покупатель»;

– указании статуса поставщика «Плательщик, передающий налоговые вычеты» доступен статус получателя «Плательщик, получающий налоговые вычеты»;

– указании статуса поставщика «Плательщик, передающий обороты по реализации» доступен статус получателя «Плательщик, получающий обороты по реализации»;

– указании статуса поставщика «Иностранная организация» доступны статусы получателя «Покупатель», «Покупатель объектов на территории Республики Беларусь у иностранной организации»;

– указании статуса поставщика «Посредник» доступен статус получателя «Потребитель»;

– указании статуса поставщика «Заказчик (застройщик)» доступен статус получателя «Потребитель».

Создатель ЭСЧФ расставил следующие пары статусов в ЭСЧФ:

Продавец – Покупатель;

Продавец – Потребитель;

Продавец – Комиссионер;

Комитент – Комиссионер;

Доверительный управляющий –

Покупатель

 

Комиссионер – Покупатель;

Комиссионер – Потребитель;

Комиссионер – Комитент;

Комиссионер – Комиссионер;

Посредник – Потребитель;

Заказчик (застройщик) – Потребитель

 

Такой порядок выставления статусов  указывает Порталу, что оборот, отраженный в ЭСЧФ, отражается в разд. I налоговой декларации по НДС.

Портал произведет контроль полноты отражения оборота в налоговой декларации

Такой порядок выставления статусов  указывает Порталу, что оборот, отраженный в ЭСЧФ, не отражается в разд. I налоговой декларации по НДС.

В этом случае Портал не будет сравнивать ЭСЧФ с налоговой декларацией, а проверит, не перевыставлено ли конечному получателю больше НДС, чем положено

 

Пример 2. Последствия камерального контроля при неверном указании статуса

Арендодатель при перевыставлении НДС по коммунальным услугам в ЭСЧФ выставил арендатору статусы «Продавец – Покупатель» вместо «Посредник – Потребитель». Получатель подписал такой ЭСЧФ.

Портал, «увидев» статусы «Продавец – Покупатель», при камеральном контроле начнет искать оборот, отраженный в ЭСЧФ, в декларации по НДС и соответственно не найдет его там, так как арендодатель не облагает НДС возмещаемые коммунальные расходы.

В этом случае арендодатель получит уведомление по результатам камерального контроля о занижении налоговой базы по НДС по стр. 1 налоговой декларации.

То есть у арендодателя такая ошибка приводит к необходимости увеличения налоговой базы в декларации по НДС и уплате НДС.

 

Пример 3. Ошибка при выставлении ЭСЧФ, влекущая увеличение налоговой базы по НДС

Покупатель при создании ЭСЧФ при ввозе товаров указал статус получателя «Покупатель объектов на территории Республики Беларусь у иностранной организации» вместо «Покупатель».

В отчетном периоде, на который приходится дата совершения операции из ЭСЧФ, у него вместо применения вычета возникает обязанность по уплате НДС по стр. 13 разд. I декларации по НДС.

Справочно: проверка ЭСЧФ происходит по разным типам карточек контроля (КК).

С учетом имеющейся практики проверок для выполнения правил КК-1 – КК-10, КК-25 отбираются только те ЭСЧФ, у которых в «Реквизитах поставщика» в поле «Статус поставщика» указано любое из значений:

– «Продавец»;

– «Комитент»;

– «Доверительный управляющий».

Если поставщик выбрал статус «Комиссионер» или «Посредник», ЭСЧФ не попадает в камеральный контроль.

Если посредник выберет статус поставщика как «Продавец», ЭСЧФ попадает в камеральный контроль, у поставщика возникает обязанность уплаты НДС.

 

Ошибки при заполнении гр. 9 и 12 разд. 6 ЭСЧФ и их последствия

Если поставщик неправильно указывает ставку налога в гр. 9 либо дополнительные данные в гр. 12 в товарных позициях разд. 6 ЭСЧФ, то это приводит к неправильному контролю налоговой базы по строкам декларации по НДС.

В гр. 9 «НДС ставка, %» указываются ставки НДС, установленные пп.1–4 ст. 122 НК и (или) иными законодательными актами, а также расчетная ставка НДС. При заполнении данной графы указывается ставка НДС, применяемая плательщиком на дату совершения хозяйственной операции, отраженной в стр. 3 «Дата совершения операций». При реализации (приобретении) объектов, освобождаемых от НДС либо не облагаемых НДС, обороты по реализации которых подлежат отражению в налоговой декларации (за исключением оборотов по реализации, отражаемых в стр. 5 разд. I части I налоговой декларации), указываются «Без НДС» (подп. 26.8 п. 26 Инструкции № 15).

Плательщики нередко в ЭСЧФ вместо ставки 20 % указывают ставку 16,67 %, вместо 10 % –9,09 %, вместо ставки «Без НДС» проставляют 0 % и наоборот вместо 0 % – «Без НДС».

В гр. 12 «Дополнительные данные» в зависимости от видов совершаемых хозяйственных операций плательщики должны указывать признаки дополнительных данных, необходимые для исчисления НДС. Такие признаки перечислены в подп. 26.11 п. 26 Инструкции № 15.

Плательщики нередко в ЭСЧФ при ставке НДС 0 % указывают признак «Вычет в полном объеме» или «Реализация за пределами РБ», а при ставке НДС 10 % – признак «Вычет в полном объеме».

Важно! При указании ставок НДС 0 % и 10 % в гр. 12 разд. 6 ЭСЧФ дополнительный признак не проставляется.

 

В ЭСЧФ не указывается информация по анализируемым сделкам

Плательщик обязан представить информацию о совершенной им в налоговом периоде анализируемой сделке путем внесения сведений о каждой такой сделке в ЭСЧФ и направления его на Портал, являющийся информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Важно! Сведения вносятся в ЭСЧФ независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен (п. 1 ст. 97 НК).

К анализируемой сделке относятся:

1) внешнеторговая сделка со взаимозависимым лицом.

Определение взаимозависимого лица содержится в ст. 20 НК;

2) сделка по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, совершенная со взаимозависимым лицом – налоговым резидентом Республики Беларусь, которое не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль (освобождено от налога на прибыль) в календарном году, в котором совершена сделка.

К таким лицам относятся:

– резиденты свободных экономических зон;

– плательщики, применяющие особые режимы налогообложения;

– плательщики, осуществляющие деятельность на определенных законодательными актами территориях, резиденты Парка высоких технологий, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

3) сделка, совершенная со взаимозависимым лицом, с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения, по реализации или приобретению:

– недвижимого имущества (его части), в т.ч. сделки, в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций жилого и (или) нежилого помещений;

– жилищных облигаций в процессе их обращения (за исключением операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенная после государственной регистрации создания объекта строительства.

Контролю соответствия рыночных цен не подлежат сделки, в результате которых физическое лицо приобрело в собственность жилое помещение, в котором оно постоянно проживало не менее 5 лет;

4) внешнеторговая сделка по реализации или приобретению стратегических товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь от 16.06.2016 № 470.

 К сделкам со взаимозависимым лицом приравниваются:

– совокупность сделок, совершенных с участием (при посредничестве) третьего лица, не являющегося взаимозависимым, при условии, что такое лицо:

  • не осуществляет в этой совокупности сделок существенных функций, за исключением организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не использует никаких активов и (или) не принимает рисков для организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

– сделка по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав с резидентом оффшорной зоны.

 

Что делать, если плательщик обнаружил ошибку в ранее выставленном ЭСЧФ или ему необходимо произвести корректировку показателей?

Выставление исправленного ЭСЧФ: правила и особенности

В случае обнаружения в ранее выставленном (направленном) ЭСЧФ неполноты сведений или ошибок, требующих аннулирования указанного ЭСЧФ, плательщик:

– либо аннулирует ранее выставленный (направленный) ЭСЧФ.

Если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП покупателя, то он аннулируется при наличии согласия покупателя, которое выражается подписанием согласия ЭЦП покупателя.

 

Пример 4. Последствия неподписания ЭСЧФ покупателем

  1. Поставщик выставляет к исходному ЭСЧФ, который был подписан получателем ЭЦП, дополнительный ЭСЧФ с отрицательным значением суммы НДС либо исправленный ЭСЧФ.

Если получатель не подписал этот ЭСЧФ, ЭСЧФ будет в статусе «На согласовании» (часть вторая подп. 8.5 п. 8 Инструкции № 15). Такой статус не позволяет уменьшить облагаемую базу по НДС на сумму аннулируемой сделки до подписания ЭСЧФ получателем.

  1. Поставщик инициирует аннулирование исходного ЭСЧФ, который подписан получателем ЭЦП.

Если получатель не подписал этот ЭСЧФ, ЭСЧФ получает статус «Выставлен. Аннулирован поставщиком» (часть вторая подп. 8.7 п. 8 Инструкции № 15). Этот статус не позволяет уменьшить облагаемую базу по НДС на сумму аннулируемой сделки до подписания аннулирования получателем;

– либо выставляет (направляет) исправленный ЭСЧФ, которым аннулируется ранее выставленный (направленный) ЭСЧФ.

Исправленный ЭСЧФ должен содержать ссылку:

– на номер исходного ЭСЧФ, отражаемого в стр. 5 «К ЭСЧФ» формы ЭСЧФ исправленного ЭСЧФ;

– на дату аннулирования исходного ЭСЧФ, отражаемую в стр. 5.1 «Дата аннулирования ЭСЧФ» формы ЭСЧФ исправленного ЭСЧФ.

При создании и заполнении исправленного ЭСЧФ дата аннулирования исходного ЭСЧФ, указанная в стр. 5.1 «Дата аннулирования ЭСЧФ» формы ЭСЧФ исправленного ЭСЧФ, должна соответствовать:

– или дате совершения операции исходного ЭСЧФ, указанной в стр. 3 «Дата совершения операции» формы ЭСЧФ исходного ЭСЧФ;

– или дате совершения операции исправленного ЭСЧФ, указанной в стр. 3 «Дата совершения операции» формы ЭСЧФ исправленного ЭСЧФ.

При выставлении исправленного ЭСЧФ к исходному (исправленному) также осуществляется аннулирование исходного (исправленного) ЭСЧФ.

Важно! В исправленном ЭСЧФ могут указываться любые изменения, кроме информации об УНП, наименованиях и статусах поставщика и получателя.

Создавать исправленный ЭСЧФ может только плательщик, создавший и выставивший (направивший) исходный ЭСЧФ.

Если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП покупателя, то он аннулируется при наличии согласия покупателя, которое выражается подписанием ЭЦП покупателя исправленного ЭСЧФ, выставленного продавцом.

Исправленный ЭСЧФ со статусом «Выставлен» или «Выставлен. Подписан получателем» автоматически аннулирует исходный ЭСЧФ, ссылка на который содержится в данном исправленном ЭСЧФ.

Исправленный ЭСЧФ может быть аннулирован в одностороннем порядке стороной, создавшей и выставившей (направившей) ЭСЧФ, при условии, что его не подписала сторона получателя на момент аннулирования.

В случае если исправленный ЭСЧФ подписали поставщик и получатель, то для аннулирования такого ЭСЧФ необходимо подписание ЭЦП двумя сторонами. Только сторона, создавшая и направившая на Портал исправленный ЭСЧФ, может быть инициатором его аннулирования (п. 30 Инструкции № 15).

 

Выставление дополнительного ЭСЧФ: правила и особенности

В случае необходимости корректировки показателей ранее выставленного (направленного) ЭСЧФ, не требующей аннулирования показателей ранее выставленного (направленного) ЭСЧФ, плательщик выставляет (направляет) дополнительный ЭСЧФ, который должен содержать ссылку на номер ранее выставленного (направленного) ЭСЧФ.

Выставление (направление) дополнительного ЭСЧФ осуществляется в следующих случаях:

– при уменьшении (увеличении) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая случаи уценки и (или) списания, предусмотренные п. 6 ст. 129 НК;

– частичном или полном возврате покупателем продавцу товаров (частичном или полном отказе от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав;

– увеличении налоговой базы на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению);

– увеличении (уменьшении) налоговой базы на суммовые разницы;

– корректировке продавцом исчисленной суммы НДС;

– возникновении оснований применения освобождения от налогообложения, ставки НДС в размере 0 и (или) 10 % в отношении оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым ранее был исчислен НДС в большей сумме по ставкам в размере 20 или 10 % соответственно (п. 11 ст. 131 НК).

В отношении операций, облагаемых НДС по расчетной ставке, по которым плательщиком создается один итоговый ЭСЧФ, дополнительный ЭСЧФ не выставляется:

– при уменьшении (увеличении) стоимости товаров (работ, услуг);

– частичном либо полном возврате покупателем продавцу товаров (частичном либо полном отказе от выполненных работ, оказанных услуг);

– при увеличении налоговой базы на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению).

Увеличение (уменьшение) налоговой базы и сумм НДС осуществляется в итоговом ЭСЧФ, выставляемом за отчетный период, в котором осуществляются уменьшение (увеличение) стоимости товаров (работ, услуг), частичный либо полный возврат покупателем продавцу товаров (частичный либо полный отказ от выполненных работ, оказанных услуг).

Случаи выставления дополнительного ЭСЧФ без ссылки на ЭСЧФ определены п. 13 ст. 131 НК. Это возможно:

1) при увеличении (уменьшении) налоговой базы на суммовые разницы.

Допускается выставление такого дополнительного ЭСЧФ в целом за месяц в рамках одного договора с покупателем, но отдельно на суммы увеличения и на суммы уменьшения;

2) при увеличении налоговой базы на штрафы, пени и другие суммы, увеличивающие налоговую базу по п. 4 ст. 120 НК.

Допускается направление такого дополнительного ЭСЧФ в целом за месяц в отношении всех покупателей;

3) на отрицательную сумму индексации при реализации природного газа, электрической и тепловой энергии, предъявляемую:

  • газоснабжающими и энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз», государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
  • открытым акционерным обществом «Газпром трансгаз Беларусь».

Важно! Статьи по материалам круглого стола публикуются на портале GB.BY и в журнале «Главный Бухгалтер»:

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup