Налог на доходы в проекте «Налоговый кодекс-2019»

01 ноября 2018

Ряд изменений внесен в порядок исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), в проект Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Рассмотрим эти новации.

1. Ввиду отсутствия в налоговом законодательстве определения термина «коммерческое оборудование», применяемого в международных договорах во избежание двойного налогообложения, и в целях исключения вопросов по применению таких договоров, предлагается внести в определение термина «роялти» уточнение. Оно разъясняет, что под доходом от предоставления в аренду, лизинг имущества понимается в т.ч. доход от предоставления в аренду, лизинг любого вида оборудования, транспортных средств.

2. Для устранения возможных неясностей предложено уточнить понятие дохода от отчуждения ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций) путем исключения из него доходов от отчуждения таких ценных бумаг по сделкам, совершаемым на фондовых биржах, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств и не входящих в перечень оффшорных зон, утвержденный Президентом Республики Беларусь.

3. Предусмотрены нормы прямого действия о применении нулевой ставки налога на доходы по некоторым доходам от долговых обязательств, а также по доходам от отчуждения и погашения определенных видов облигаций.

Справочно: цель нововведения – дальнейшее сохранение стимулирующего влияния налоговых преференций на развитие рынка ценных бумаг, обеспечение единообразного порядка их применения в отношении облигаций, а также упрощение расчета налоговыми агентами суммы льгот по налогу на доходы.

Аналогично по другим доходам иностранных организаций, по которым применяется освобождение от налога на доходы, предусмотрена нулевая ставка налога на доходы.

4. Предложено распространить льготу по налогу на доходы в отношении доходов иностранных организаций от выполнения работ (оказания услуг), связанных с эмиссией, размещением, обращением, погашением облигаций и учетом прав на них не только в отношении государственных долгосрочных облигаций Республики Беларусь, являющихся государственными долговыми обязательствами, формирующими внешний государственный долг, местных исполнительных и распорядительных органов, но и в отношении облигаций белорусских организаций.

Цель новации – упрощение и обеспечение равных условий доступа к таким работам (услугам).

5. В отношении налоговой базы налога на доходы планируется:

– конкретизировать порядок пересчета в белорусские рубли сумм затрат иностранных организаций, учитываемых при исчислении налога на доходы при отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, а также при погашении ценных бумаг (кроме акций) на территории Республики Беларусь;

– исключить НДС, исчисленный доверительным управляющим, из налоговой базы налога на доходы от находящегося на территории Республики Беларусь недвижимого имущества иностранной организации, переданного в доверительное управление.

6. Налоговым агентам планируется предоставить право выбора даты возникновения обязательств по уплате налога на доходы от долговых обязательств по облигациям:

– либо по дате их начисления;

– либо по дате их выплаты.

7. В качестве налогового периода налога на доходы предлагается определить календарный квартал. Это позволит уменьшить количество представляемых налоговыми агентами налоговых деклараций, в т.ч. в связи с внесением в них изменений и дополнений при получении налоговыми агентами подтверждений постоянного местонахождения иностранных организаций после перечисления налога на доходы в бюджет.

8. С целью предотвращения возвратов налога на доходы в виде процентов по кредитам, займам в ситуациях, когда в связи с переменой лиц в обязательстве право на проценты, в отношении которых ранее был уплачен налог на доходы, переходит к другой организации, предусмотрена неизменность обязательств по налогу на доходы иностранной организации – первоначального кредитора.

9. Намечено закрепить обоснованность применения положений международных договоров, в т.ч. если такое подтверждение предоставлено до установленного законодательством срока предоставления декларации по налогу на доходы. Это позволит налоговым агентам уменьшить количество уточненных налоговых деклараций по налогу на доходы.

10. Предусмотрено распространить на доходы иностранных организаций, полученные от долговых обязательств и в виде роялти, алгоритм действий налогового агента по дивидендам. Алгоритм планируется задействовать при уточнении статуса фактического владельца дохода для целей применения налоговых преференций, предусмотренных международными договорами. 

Николай Савельев, эксперт в области налогообложения

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup