Правила проведения камеральной проверки
Камеральная налоговая проверка проводится:
– по месту нахождения налогового органа;
– без оформления предписания на проведение проверки (п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК);
– на основании деклараций и иных документов, полученных налоговыми органами;
– по вопросам своевременного и полного исполнения плательщиками налоговых обязательств.
Справочно: перечень вопросов, проверяемых налоговыми органами при проведении камеральной проверки, определен п. 2 ст. 70 НК.
По результатам камеральной проверки организации направляется уведомление или составляется акт камеральной проверки (см. таблицу).
__________________________
* Постановление МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 95 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства» (далее – постановление № 95).
По результатам камеральной проверки деклараций, в ходе которой не установлены нарушения, на декларациях, представленных плательщиком:
– на бумажном носителе, – учиняется запись «Проверено», проставляются дата и личная подпись должностного лица налогового органа;
– в электронном виде, – направляется подтверждение о приеме декларации:
по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 7* – если декларация без ошибок;
__________________________
* Инструкция о порядке представления (направления), приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, а также иных документов в виде электронного документа, утвержденная постановлением МНС Республики Беларусь от 29.02.2012 № 7 (далее – Инструкция № 7).
по форме согласно приложению 6 к Инструкции № 7 – при установлении в декларации ошибок.
В случае несоответствия представленной декларации установленному формату она не идентифицируется как налоговая декларация. В таком случае МНС направляет плательщику соответствующее сообщение в электронном виде по форме согласно приложению 7 к Инструкции № 7.
Важно! В случае обнаружения в ходе камеральной проверки обстоятельств, указывающих, что организация-плательщик допускает правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой на основании представленных ею в соответствии с законодательством документов, а также при систематическом (2 и более раза в течение календарного года) неустранении в установленный срок ошибок (неточностей) в декларациях и других документах может быть назначена проверка в порядке, установленном законодательством (п. 11 ст. 70 НК).
Рассмотрим наиболее часто проверяемые вопросы при камеральной проверке декларации по налогу на доходы.
Объект камерального контроля – своевременность представления деклараций по налогу на доходы
Декларацию по налогу на доходы представляют белорусские организации, которые начисляют и (или) выплачивают доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Они же уплачивают налог на доходы.
Справочно: такие организации признаются налоговыми агентами, имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК.
Декларация представляется по форме, установленной в приложении 18 к постановлению № 42*:
__________________________
* Постановление МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы» (далее – постановление № 42).
– при наличии объекта налогообложения;
– по месту постановки агента на налоговой учет;
– не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения обязательств по уплате налога на доходы.
В этом же месяце не позднее 22-го числа уплачивается налог на доходы (части первая и третья ст. 150 НК).
Справочно: для налоговых агентов, начисляющих (выплачивающих) доходы иностранной организации, указанные в подп. 1.11.1, 1.11.2 и 1.11.4 п. 1 ст. 146 НК, действует особое правило: декларация по налогу на доходы представляется в налоговый орган соответственно:
– при отчуждении недвижимого имущества – по месту нахождения этого имущества;
– при отчуждении долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части – по месту постановки на учет этих организаций |*|.
Пример 1. При наличии объектов налогообложения организация обязана представлять декларацию по налогу на доходы
Белорусская организация заключила с английской организацией в январе 2018 г. договор на оказание маркетинговых услуг. Услуги были оказаны в феврале 2018 г., оплачены – в марте 2018 г.
Подтверждение о резидентстве английской организации в Великобритании представлено в белорусский налоговый орган 10 февраля 2018 г. Так как оно соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода документам, белорусский налоговый орган принял документ к рассмотрению.
В ходе камеральной проверки установлено, что организация не представила декларацию по налогу на доходы.
Организация привлечена к административной ответственности.
Правомерны ли действия налогового органа, если нормами международного соглашения, применяемого в отношениях между Республикой Беларусь и Великобританией, уплата налога не предусмотрена?
Правомерны.
Действительно, ст. 6 Конвенции между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 31.07.1985, которая применяется в отношениях между Республикой Беларусь и Великобританией (далее – Конвенция с Великобританией), предусмотрено, что прибыль, получаемая резидентом Великобритании от осуществления коммерческой деятельности в Республике Беларусь не через постоянное представительство, не облагается налогами в Республике Беларусь.
Однако указанное положение Конвенции освобождает белорусскую организацию от налогообложения, а не от обязанности представления декларации.
Доходы, полученные нерезидентом от источников в Республике Беларусь от оказания маркетинговых услуг, являются объектом обложения налогом на доходы по ставке 15 % (подп. 1.12.1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 149 НК).
Следовательно, белорусская организация должна была подать в налоговый орган не позднее 20.02.2018 декларацию, в которой следовало указать доходы, подлежащие налогообложению, и норму Конвенции с Великобританией, в соответствии с которой они не подлежат налогообложению.
Пример 2. При отсутствии объектов налогообложения декларация не представляется
Белорусская организация участвует в выставке на территории Италии, где экспонирует свою продукцию. Основанием для участия в выставке послужило приглашение иностранной организации. До начала выставки белорусское предприятие перечислило в Италию регистрационный сбор. По завершении выставки итальянская компания (организатор выставки) выставила белорусской организации счет, в котором выделены отдельно оплата услуг связи и компьютерных услуг, аренда выставочных площадей и оборудования, проведение рекламной кампании в средствах массовой информации о товарах белорусского резидента.
Должна ли организация представлять декларацию по налогу на доходы?
Не должна.
Это следует из подп. 1.12.10 п. 1 ст. 146 НК. В нем указано, что налогом облагаются доходы по рекламе, за исключением выплачиваемых иностранным организациям доходов, связанных с участием белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в выставках и ярмарках в иностранных государствах, независимо от того, производится ли выплата доходов непосредственно участником выставок и ярмарок или через иную организацию или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, все указанные в примере платежи, начисляемые и выплачиваемые итальянской организации, не облагаются в Беларуси независимо от того, когда они возникли – до начала или по окончании выставки.
В этом случае декларация в налоговый орган не представляется |*|.
Объект камерального контроля – соответствие данных, содержащихся в представленной декларации по налогу на доходы и прилагаемых к ней документах, данным, имеющимся в налоговом органе
При представлении декларации по налогу на доходы проводятся проверка правильности заполнения декларации, а также взаимоувязка показателей представленной отчетности с показателями деклараций по проверяемому налогу за предыдущие отчетные периоды и показателей иных документов, которые имеются в распоряжении налогового органа.
Пример 3. Проверяйте срок действия подтверждения о резидентстве иностранной организации
Белорусская организация (лицензиат) заключила в июле 2016 г. договор с французской компанией (лицензиар) на использование ее торгового знака сроком на 2 года.
Платежи нерезиденту начисляются и выплачиваются ежемесячно.
Такие доходы нерезидента рассматриваются в качестве роялти (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК) и облагаются по ставке 15 % (ст. 149 НК).
На протяжении 2016 г. белорусская организация своевременно представляла декларации в налоговый орган и уплачивала налог на доходы со ставкой налога на доходы, предусмотренной ст. 149 НК.
В декабре 2016 г. налоговый агент получил подтверждение о резидентстве французской компании, действительное для 2016 г.
Между Республикой Беларусь и Французской Республикой применяется Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики об устранении двойного налогообложения доходов от 04.10.1985 (далее – Соглашение с Францией). В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 6 «Доходы от авторских прав, лицензий и других аналогичных прав» данного Соглашения доходы, получаемые французской организацией из источника в Республике Беларусь и выплачиваемые за продажу, использование или предоставление права использования товарных знаков и знаков обслуживания, не облагаются налогами в Беларуси.
Подтверждение было своевременно представлено в налоговый орган (до 20 января 2017 г.), и получено разрешение на зачет налога на доходы в счет предстоящих платежей. Налоговый орган при проведении процедуры возврата (зачета) налога на доходы затребовал копию договора между французской и белорусской организациями.
Возврат (зачет) ранее удержанного (уплаченного) налога на доходы происходит после подачи налоговым агентом заявления о возврате (зачете) налога, подтверждения, а также, если это будет определено в письменном требовании налогового органа, копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход (платеж) иностранной организации (часть 12 п. 1 ст. 151 НК).
Поскольку подтверждение о резидентстве французской компании на 2017 г. отсутствовало, белорусской организации по начисленным французской компании доходам за январь 2017 г. необходимо было представить декларацию не позднее 20 февраля 2017 г. в белорусский налоговый орган с исчисленным налогом на доходы по ставке 15 %.
Однако вместо этого она представила декларацию с льготой и ссылкой на Соглашение с Францией, так как считала, что представленный из Франции документ (подтверждение) позволял применять освобождение от налогообложения и далее (т.е. в 2017 г. и в 1-м полугодии 2018 г. до истечения срока действия договора).
Поскольку налоговый орган не располагал документом, подтверждающим право на льготу французской компании на 2017 г., но имел документальное подтверждение того, что платежи французской компании должны начисляться и далее, он посчитал, что декларация за январь 2017 г. представлена с ошибками, при этом налог на доходы в бюджет не уплачен.
В связи с этим налоговый орган направил письменное уведомление налоговому агенту о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов или внесении соответствующих исправлений.
Налоговый агент подал уточненную декларацию за январь 2017 г. в налоговый орган и доплатил налог в бюджет в течение 3 рабочих дней со дня направления уведомления.