С 11 июля 2013 г. организации применяют Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569), которым существенно изменен порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности.
Положение № 569 применяется для исчисления среднего заработка при расчете пособий, обеспечиваемых за счет средств ФСЗН, и пособий, назначаемых в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Однако единая методика исчисления среднего заработка еще не означает, что оба пособия будут одинаковы в итоге. Отличия между ними были и раньше, но с 11 июля 2013 г. они стали еще более существенными.
В предлагаемом материале на примерах рассмотрены наиболее типичные из возникших отличий.
Закрепленная Положением № 569 новая методика исчисления среднего заработка в равной степени подлежит применению для расчета как пособий, обеспечиваемых за счет средств ФСЗН, так и пособий, назначаемых в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (далее – пособие Белгосстраха).
Напомним, что пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, является страховой выплатой по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядок и условия проведения которого урегулированы Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" (далее – Положение № 530).
Определенные сложности возникли после 11 июля 2013 г. в связи с несогласованностью нововведений, предусмотренных Положением № 569, с оставшимися неизменными нормами Положения № 530, регулирующими порядок обеспечения пособиями Белгосстраха.
Рассмотрим возникшие отличия на примерах.
Пример 1
С работником 2 сентября 2013 г. произошел несчастный случай на производстве, обусловивший его временную нетрудоспособность до 30 сентября 2013 г. включительно. Заработок работника до несчастного случая составил:
за март – 5 235 190 руб.;
апрель – 5 286 250 руб.;
май – 5 314 980 руб.;
июнь – 5 347 670 руб.;
июль – 5 398 660 руб.;
август – 5 421 360 руб.
Работник работает по графику 5-дневной рабочей недели.
Пособие Белгосстраха необходимо рассчитать следующим образом:
(5 235 140 + 5 286 250 + 5 314 980 + 5 347 670 + 5 398 660 + 5 421 360) / 184 x 21 = 3 652 635 руб. (где 184 – количество календарных дней в 6-месячном расчетном периоде (март – август); 21 – количество пропущенных работником рабочих дней, приходящихся на период его временной нетрудоспособности по графику работы).
Пособие ФСЗН в аналогичной ситуации следовало бы рассчитать так:
– среднедневной заработок – 173 935 руб. ((5 235 140 + 5 286 250 + 5 314 980 + 5 347 670 + 5 398 660 + 5 421 360) / 184);
– пособие за первые 12 календарных дней нетрудоспособности – 1 669 776 руб. (173 935 x 12 x 80 %);
– пособие за 17 последующих календарных дней непрерывной нетрудоспособности – 2 956 895 руб. (173 935 x 17);
– общая сумма пособия – 4 626 671 руб. (1 669 776 + 2 956 895).
Как видим, даже с учетом выплаты пособия ФСЗН за первые 12 календарных дней нетрудоспособности в размере 80 % пособие Белгосстраха оказалось существенно меньше.
Дело в том, что для расчета названных пособий используется одинаковый среднедневной заработок, рассчитываемый по формуле, закрепленной в части первой п. 22 Положения № 569 (деление суммы заработка за 6 месяцев, предшествующих месяцу возникновения права на пособие, на число календарных дней в этих 6 месяцах).
Однако для расчета пособия ФСЗН среднедневной заработок следует умножить на число календарных дней временной нетрудоспособности (часть первая п. 25 Положения № 569), в то время как для расчета пособия Белгосстраха его следует умножить на число рабочих дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности (п. 268 Положения № 530).
Умножение "среднекалендарного" заработка на рабочие дни нетрудоспособности при расчете пособия Белгосстраха – это на сегодняшний день единственно верная формула, которая, по мнению автора, конечно же, нуждается в законодательной корректировке.
Отметим, что не согласованный с п. 268 Положения № 530 переход на календарный принцип назначения пособия, закрепленный Положением № 569, обусловил еще четыре основные проблемы в расчете пособия Белгосстраха (см. примеры 2–5):
Пример 2
Предположим, что в примере 1 работник работает не по графику 5-дневной рабочей недели, а с суммированным учетом рабочего времени сутки через трое (учетный период – год).
Пособие Белгосстраха необходимо рассчитать следующим образом:
(5 235 140 + 5 286 250 + 5 314 980 + 5 347 670 + 5 398 660 + 5 421 360) / 184 x 8 = 1 391 480 руб. (где 184 – количество календарных дней в 6-месячном расчетном периоде (март – август); 8 – количество пропущенных работником рабочих дней, приходящихся на период его временной нетрудоспособности по графику его работы).
Пособие ФСЗН в аналогичной ситуации следовало бы рассчитать так же, как и в примере 1, в размере 4 626 671 руб.
Как видим, разница в размерах пособий в примере 2 еще более существенна, чем в примере 1. Данная проблема обусловлена тем, что в п. 268 Положения № 530 по-прежнему сохранилось правило назначения пособия за рабочие дни (часы) исходя из среднедневного (среднечасового) заработка. Одновременно в этом же пункте сохранилась и строгая привязка к порядку расчета среднедневного (среднечасового) заработка, предусмотренному Положением № 569. Однако Положение № 569 предусматривает универсальный механизм назначения пособия за календарные дни нетрудоспособности, в связи с чем отпала необходимость регулировать порядок расчета среднечасового заработка. Положение № 569 предусматривает расчет только среднедневного "среднекалендарного" заработка. Исходя из этого, в рассматриваемой ситуации не остается ничего другого, как рассчитывать пособие работникам с суммированным учетом рабочего времени по общей методике: путем умножения их среднедневного "среднекалендарного" заработка на число рабочих дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности согласно графикам их работы. Приведенный пример также подтверждает, что формула расчета пособия Белгосстраха нуждается в законодательной корректировке.
Пример 3
С работником 2 сентября 2013 г. произошел несчастный случай на производстве, обусловивший его временную нетрудоспособность до 17 сентября 2013 г. включительно. В расчетном периоде (март – август) работник имеет заработок только за один неполный месяц: за период с 6 по 31 августа в размере 4 682 080 руб. Оклад работника составляет 1 860 000 руб. Работник работает по графику 5-дневной рабочей недели. Средний заработок в расчетном периоде за работником не сохранялся.
Пособие Белгосстраха необходимо рассчитать следующим образом:
1 860 000 / 30 x 12 = 744 000 руб. (где 30 – количество календарных дней в сентябре; 12 – количество пропущенных работником рабочих дней, приходящихся на период его временной нетрудоспособности по графику его работы).
Пособие ФСЗН в аналогичной ситуации следовало бы рассчитать так:
пособие за первые 12 календарных дней нетрудоспособности – 595 200 руб. (1 860 000 / 30 x 12 x 80 %);
пособие за 4 последующих календарных дня непрерывной нетрудоспособности – 248 000 руб. (1 860 000 / 30 x 4);
общая сумма пособия – 843 200 руб. (595 200 + 248 000).
Как видим, даже с учетом уменьшения пособия ФСЗН до 80 % за первые 12 календарных дней нетрудоспособности в примере 3 пособие Белгосстраха также оказалось меньше.
В данном случае работник имеет в расчетном периоде заработок менее чем за календарный месяц, поэтому пособие ему надлежит рассчитать исходя его оклада (без надбавок и повышений), установленного на день возникновения права на пособие (часть первая п. 23 Положения № 569).
В то же время должен использоваться среднедневной размер оклада, который следует определить для месяца, в котором имела место временная нетрудоспособность, путем деления размера оклада на число календарных дней в данном месяце (часть вторая п. 23 Положения № 569).
Однако для расчета пособия ФСЗН среднедневной размер оклада нужно умножить на число календарных дней временной нетрудоспособности (часть первая п. 25 Положения № 569), в то время как для расчета пособия Белгосстраха его следует умножить на число рабочих дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности (п. 268 Положения № 530).
Пример 4
Предположим, что в примере 1 работник уволен в связи с истечением срока действия контракта 10 сентября 2013 г.
При расчете пособия ФСЗН проблема не возникает, поскольку оно назначается за календарные дни, но что же делать с пособием Белгосстраха, привязанным к графику работы, которого уже нет? Ранее для такого случая было предусмотрено специальное правило: работникам, у которых временная нетрудоспособность наступила в период работы и продолжалась после увольнения, за период после дня увольнения пособие следовало назначать за дни, удостоверенные листком нетрудоспособности, приходящиеся на рабочие дни при 5-дневной рабочей неделе (часть четвертая п. 35 Положения № 1290). Однако Положение № 569 не содержит такого правила. В данном случае не остается ничего другого, как рассчитывать пособие Белгосстраха за рабочие дни согласно графику работы работника, по которому он работал бы, если бы не был уволен. Следовательно, расчет названных пособий в рассматриваемом примере останется таким же, как и в примере 1.
___________________________________
*Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290, действовало до 11 июля 2013 г. (далее – Положение № 1290).
Пример 5
Предположим, что в примере 1 работник в течение всего августа находился в трудовом отпуске, а пособие ему назначалось в связи с несчастным случаем на производстве, который произошел у него во время работы у другого работодателя по гражданско-правовому договору.
Проблема схожа с предыдущей в примере 4 и обусловлена отсутствием в Положении № 569 правила, которое ранее содержалось в Положении № 1290: лицам, у которых временная нетрудоспособность наступила при нахождении их в трудовом отпуске, пособия следовало назначать за пропущенные рабочие дни (часы) по графику работы, по которому они работали бы, если бы не находились в отпуске (часть третья п. 35 Положения № 1290). В данном случае также не остается ничего другого, как рассчитывать пособие Белгосстраха за рабочие дни согласно графику работы работника, по которому он работал бы, если бы не находился в отпуске. Следовательно, расчет этих пособий в рассматриваемом примере останется таким же, как и в примере 1.
Пример 6
С работником в пятницу 30 августа 2013 г. произошел несчастный случай на производстве с нетяжелыми последствиями для здоровья. Работник смог доработать до конца рабочего дня в расчете на то, что за выходные дни (31 августа и 1 сентября) его здоровье поправится и он сможет продолжить работу. Однако в понедельник 2 сентября работник обратился в учреждение здравоохранения. В результате он был освобожден от работы по причине повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве со 2 сентября по 19 сентября 2013 г. включительно. Заработок работника до несчастного случая составил:
за февраль – 5 198 720 руб.;
март – 5 235 190 руб.;
апрель – 5 286 250 руб.;
май – 5 314 980 руб.;
июнь – 5 347 670 руб.;
июль – 5 398 660 руб.;
август – 5 421 360 руб.
Работник работает по графику 5-дневной рабочей недели.
Пособие Белгосстраха необходимо рассчитать следующим образом:
(5 198 670 + 5 235 140 + 5 286 250 + 5 314 980 + 5 347 670 + 5 398 660) / 181 x 14 = 2 458 232 руб. (где 181 – количество календарных дней в 6-месячном расчетном периоде (февраль – июль); 14 – количество пропущенных работником рабочих дней, приходящихся на период его временной нетрудоспособности по графику его работы).
Пособие ФСЗН в аналогичной ситуации следовало бы рассчитать так:
– среднедневной заработок – 173 935 руб. ((5 235 140 + 5 286 250 + 5 314 980 + 5 347 670 + 5 398 660 + 5 421 360) / 184);
– пособие за первые 12 календарных дней нетрудоспособности – 1 669 776 руб. (173 935 x 12 x 80 %);
– пособие за 6 последующих календарных дней нетрудоспособности – 1 043 610 руб. (173 935 x 6);
– общая сумма пособия – 2 713 386 руб. (1 669 776 + 1 043 610).
И в этом примере пособие Белгосстраха меньше пособия ФСЗН.
Дело в том, что в данном случае пособие Белгосстраха рассчитано исходя из среднедневного заработка, рассчитанного за 6-месячный расчетный период, сдвинутый по сравнению с расчетным периодом для пособия ФСЗН на один месяц ранее. Поясним, почему это произошло.
До 11 июля 2013 г. такого расхождения не было, так как для 2 пособий было предусмотрено одинаковое правило отсчета 2-месячного расчетного периода от месяца, в котором наступила временная нетрудоспособность (п. 31 Положения № 1290).
Однако с 11 июля 2013 г. Положение № 569 уточнило правило отсчета: 6-месячный расчетный период примыкает к месяцу, в котором возникло право на пособие.
Однако право на пособие ФСЗН возникает в первый день освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью согласно листку нетрудоспособности (часть первая п. 4 Положения № 569), в то время как право на пособие Белгосстраха возникает в день наступления страхового случая – несчастного случая на производстве, т.е. непосредственно в день повреждения здоровья (п. 259 Положения № 530).
В примере 6 работник повредил здоровье 30 августа, а освободили его от работы начиная со 2 сентября. Именно поэтому для пособия ФСЗН 6-месячный расчетный период следует отсчитать от сентября, а для пособия Белгосстраха – от августа.