Указ Президента Республики Беларусь от 01.06.2015 № 221 (далее – Указ № 221) внес изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 531 "Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования".
Указом № 221 введен единый страховой тариф по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для страхователей – бюджетных организаций. Правила установления надбавок к страховым тарифам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и скидок с этих тарифов изложены в новой редакции (далее – Правила).
Единый страховой тариф в размере 0,1 % должен применяться бюджетными организациями как к выплатам, начисленным в пользу застрахованных лиц, осуществляемым за счет средств республиканского и местных бюджетов, так и к выплатам, осуществляемым за счет внебюджетных средств.
До введения единого страхового тарифа бюджетные организации применяли 2 страховых тарифа: 0,1 % – к выплатам, осуществляемым за счет средств республиканского и местного бюджетов, и 0,6 % – за счет внебюджетных средств.
Норма, устанавливающая единый страховой тариф для бюджетных организаций, вступает в силу с 1 января 2016 г. Это означает, что единый "бюджетный" страховой тариф должен применяться бюджетными организациями к начисленным с 1 января 2016 г. выплатам в пользу застрахованных лиц, на которые начисляются страховые взносы (п. 2 Указа № 221). К выплатам, начисленным до 1 января 2016 г., должны применяться 2 страховых тарифа для бюджетных организаций, даже если срок уплаты страховых взносов наступает после 1 января 2016 г. Аналогичный подход должен действовать в отношении выплат, доначисленных после 1 января 2016 г., приходящихся на период до 1 января 2016 г.
К единому страховому тарифу для бюджетных организаций применяются с 1 января 2016 г. в общем порядке установленные для них страховщиком скидки и надбавки к страховым тарифам.
Нововведение призвано упростить процесс начисления страховых взносов для бюджетных организаций и максимально приблизить страховой тариф для них к сложившемуся уровню профессионального риска в бюджетной сфере.
Новая редакция Правил призвана решить несколько важных задач, а именно:
– максимально учитывать статистику страховых случаев при отнесении страхователя к тому или иному классу профессионального риска, от которого зависит размер скидки или надбавки;
– повысить прозрачность механизма установления скидок и надбавок к страховым тарифам;
– повысить экономическую заинтересованность субъектов хозяйствования в сокращении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Эти задачи решены за счет следующих нововведений.
В прежней редакции Правил было предусмотрено следующее. При расчете скидок и надбавок учитывалось выплаченное в истекшем календарном году страховое обеспечение по страховым случаям, произошедшим только за последние 5 лет, предшествующих году расчета страховщиком надбавок и скидок. В новой редакции Правил это ограничение снято, т.е. будут учитываться все выплаты страхового обеспечения, произведенные в истекшем календарном году, независимо от того, когда произошел страховой случай. Это действие позволит относить страхователей к реальному классу их профессионального риска, в котором суммы уплачиваемых страхователем страховых взносов будут соизмеримы с суммами осуществляемых его потерпевшим страховых выплат, а не отличаться в разы, а то и в десятки раз.
Подробнее читайте в электронном "Главном Бухгалтере", 2015, № 23, с. 30