ШИНЫ – ЭТО НЕ ЗАПЧАСТИ, НО УЧИТЫВАЮТСЯ НА СУБСЧЕТЕ «ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ»
В бухгалтерском учете шины |*|, приобретаемые отдельно от транспортных средств, а также находящиеся в запасе и обороте, учитываются на счете 10 «Материалы» (субсчет 10-5 «Запасные части») (п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; далее – Инструкция № 50).
* Информация о бухгалтерском учете шин
Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе, входят в комплектацию транспортного средства при его приобретении. Они включаются в первоначальную стоимость основного средства, и в бухгалтерском учете стоимость таких шин отдельно не отражается (п. 16 Инструкции № 50; п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).
Важно! В составе запасов на счете 10 «Материалы» (субсчет 6 «Прочие материалы») транспортные организации учитывают отработанные масла, тормозную жидкость, свинцовые аккумуляторы, отработанный аккумуляторный электролит и т.п., материалы, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, а являются отходами производства. Изношенные шины и утильную резину также рекомендуется учитывать в составе прочих материалов. Отходы производства и вторичные материалы, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо».
ТРИ ВАЖНЫХ ПРАВИЛА УЧЕТА ШИН, КОТОРЫЕ НАДО СОБЛЮДАТЬ БУХГАЛТЕРУ
1. Учет автошин, находящихся на складе, ведется по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам и размерам, а также по степени эксплуатации (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта местных повреждений, требующая восстановления и утильная (негодная)).
2. Автошины, выделенные службе технической помощи на линии, вулканизационным и ремонтным участкам, учитываются отдельно от находящихся на складе, т.е. учитываются как автошины в обороте (под отчетом). Учет ведется по видам, размерам и месту нахождения.
3. Бухгалтерский учет шин ведется раздельно по наименованиям, номенклатурным номерам, местам хранения и материально ответственным лицам.
Как реализовать требования названных правил, рассмотрим ниже.
В целях раздельного учета шин, находящихся в запасе, в обороте службы технической эксплуатации, в отведенных местах их хранения, особенно в организациях, имеющих большое количество транспортных средств, к субсчету 10-5 «Запасные части» целесообразно предусмотреть субсчета второго и третьего порядка, что должно быть закреплено в учетной политике организации.
Например, субсчета первого порядка:
10-5-1 «Запасные части»;
10-5-2 «Аккумуляторы»;
10-5-3 «Автомобильные шины»;
10-5-4 «Запасные части и детали с остаточным ресурсом».
Субсчета второго порядка:
10-5-3-1 «Автомобильные шины новые (в запасе)»;
10-5-3-2 «Автомобильные шины, переданные в эксплуатацию»;
10-5-3-3 «Автомобильные шины, подлежащие восстановлению»;
10-5-3-4 «Автомобильные шины восстановленные»;
10-5-3-5 «Шины для сезонной замены (летние/зимние)».
ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Пример 1. Организация приобретает новые шины
ООО «Авто» перечислило денежные средства ОАО «Белшина» в размере 1 008,82 руб. за 2 автомобильные шины, в т.ч. НДС по ставке 20 % – 168,14 руб. Услуги собственного автотранспорта по доставке шин – 30 руб.
Приобретение шин отражается в учете следующими записями (табл. 1):
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Замена изношенных шин
Вследствие естественного износа протектора за время эксплуатации шин, старения резины по мере увеличения их выработки производится замена изношенных шин новыми |*|. Такую операцию следует рассматривать как проведение текущего ремонта автомобиля. Фактические затраты на поддержание в рабочем состоянии транспортных средств включаются в себестоимость выполненных транспортных работ (услуг), т.е. относятся к затратам по текущей деятельности организации в том отчетном периоде, в котором они произведены, независимо от того, выполняются работы силами организации или на станции технического обслуживания (СТО).
* Информация о замене шин, если автомобиль находится в безвозмездном пользовании
При замене шин силами организации все расходы, которые она несет (стоимость установленных шин, заработная плата рабочих с отчислениями в ФСЗН и Белгосстрах и т.д.), включаются в затраты в месяце, в котором произведена замена, на основании первичного учетного документа, составленного в организации.
При замене с привлечением подрядчика (СТО) расходы организации (стоимость выполненных подрядчиком работ и стоимость переданных ему для установки шин) включаются в затраты на производство (расходы на реализацию) на основании документов, предъявленных подрядчиком. НДС подрядной организации принимается к вычету на основании полученного и подписанного организацией ЭСЧФ.
В бухгалтерском учете замена автомобильных шин отражается следующими записями (см. табл. 2):
Сезонная замена шин
Порядок бухгалтерского учета шин при их сезонной замене законодательно не установлен. В связи с этим организация вправе определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике.
Вариант 1
Шины, снятые с автомобиля при их сезонной замене, могут быть оприходованы на склад по стоимости недопробега, рассчитанной на основании данных карточек учета работы автомобильных шин с учетом применения норм эксплуатационного пробега.
Пример 2. Расчет стоимости недопробега шин при сезонной замене
ОАО «АВТО» установила на автомобиль новый комплект зимних шин при их сезонной замене. Стоимость каждой шины – 160 руб. Эксплуатационная норма пробега шины составляет 56 000 км. К моменту их замены весной на летние шины пробег зимних шин составил 8 000 км.
Стоимость недопробега каждой зимней шины на момент сезонной замены – 137,14 руб. (160 / 56 000 × (56 000 – 8 000)).
Пробег летних шин за сезон составил 14 000 км при эксплуатационной норме 56 000 км. Стоимость летней резины – 120 руб.
Стоимость недопробега каждой летней шины на момент сезонной замены 90,00 руб. (120 / 56 000 × (56 000 – 14 000)).
Сезонная замена шин отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом (см. табл. 3):
Вариант 2
Шины, изначально учтенные в составе запасов, списывают со склада в эксплуатацию единовременно в момент установки, и в дальнейшем их стоимость не корректируют при смене сезона исходя из фактического времени эксплуатации до достижения ресурса пробега.
Снятые с автомобиля шины при сезонной замене отражаются в складском учете только в количественном выражении без стоимостной оценки и без внутренних записей по субсчетам счета 10. Факт замены шины будет фиксироваться в карточке учета работы автомобильной шины |*| с указанием даты и причины снятия шины с автомобиля.
* Информация о правилах заполнения карточек учета пробега шин
Важно! Затраты, связанные с сезонной заменой шин, следует относить к затратам на поддержание основных средств в рабочем состоянии и приведением объекта в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов. Они признаются расходами в том отчетном периоде, в котором были произведены, вне зависимости от способа выполнения работ (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).