С 1 января 2015 г. ТН ВЭД ТС переименован в ТН ВЭД ЕАЭС. Содержание номенклатуры не изменилось
С 1 января 2015 г. для классификации товаров применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). До указанной даты для этого применялась единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Справочно: ТН ВЭД ТС и Единый таможенный тариф Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС) утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54. В это решение и были внесены необходимые корректировки решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 № 112.
С 1 января 2015 г. ЕТТ ТС переименован в Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС).
Произошедшее изменение обусловлено вступлением в силу с 1 января 2015 г. Договора о Евразийском экономическом союзе от 24.05.2014, в который входят Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Напомним, что со 2 января 2015 г. к этому образованию присоединилась Республика Армения – с указанной даты Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 24.05.2014 (г. Минск, 10 октября 2014 г.).
ТН ВЭД ЕАЭС содержит 21 раздел, включающий 97 групп товаров, а классификация товаров осуществляется в соответствии с основными правилами интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС, а также примечаниями к ТН ВЭД ЕАЭС и дополнительными примечаниями ЕЭС (ранее – дополнительные примечания ТС).
Примеры определения кодов товаров по ТН ВЭД ЕАЭС
Насколько важно правильно определить код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, покажем на следующих примерах.
Как известно, от кода ТН ВЭД ЕАЭС зависит правильное соблюдение установленных таможенных правил. В первую очередь это размер уплачиваемых таможенных платежей, так как все ставки ввозных таможенных пошлин дифференцированы в ЕТТ ЕАЭС по кодам ТН ВЭД ЕАЭС. Это же касается и ряда льгот по уплате таможенных платежей, где предусмотрены перечни льготируемых товаров, а также применения ставки НДС в размере 10 % |*|.
* Порядок уплаты таможенных налогов и пошлин в 2015 г. доступен для подписчиков электронного "ГБ"
1. Организация импортирует лекарственные средства.
Такие товары в соответствии со ст. 96 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) освобождаются от "ввозного" НДС. При этом такое освобождение предоставляется по перечням, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 24.02.2012 № 107 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров". Одним из реквизитов таких перечней является код товара по ТН ВЭД ЕАЭС |**|.
** Порядок применения льготы по "ввозному" НДС при ввозе товаров медицинского назначения доступен для подписчиков электронного "ГБ"
2. Организация ввозит партию принадлежностей для учеников.
НК предусмотрено применение ставок "ввозного" НДС в размере 20 % и 10 %. Последняя применяется в отношении продовольственных товаров и товаров для детей, перечень которых определен Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 "О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей". Он содержит, в частности, следующие позиции (код и наименование):
из 4820 10 500 0 – дневники школьные;
4820 20 000 0 – тетради;
из 4820 30 000 0 – папки для тетрадей;
из 4820 90 000 0 – альбомы для рисования или черчения, обложки для учебников, дневников, тетрадей.
Ставку НДС в размере 10 % применяют в отношении указанных товаров исходя в первую очередь из кода ТН ВЭД ЕАЭС, затем – по наименованию.
За нарушение таможенных правил предусмотрена ответственность
В частности, в случае неуплаты либо неполной уплаты таможенных платежей в установленные сроки:
– на сумму недоимки начисляются пени.
Пени начисляют за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения обязанности начиная со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты платежа. При этом они определяются в процентах от неуплаченной суммы, а процентная ставка пеней принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка Республики Беларусь, действующей в соответствующие периоды неисполнения обязанности по уплате платежа (ст. 91 ТК ТС, ст. 52 НК);
– на сумму более 10 базовых величин (в т.ч. совершенные должностным лицом юридического лица) – предусмотрено применение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (на должностное лицо юридического лица), 20 % от неуплаченной суммы, но не менее 2 базовых величин (на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя) (ч. 9 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Справочно: кроме того, от кода ТН ВЭД ЕАЭС зависит также применение запретов и ограничений к перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза. Такие запреты и ограничения определены, в частности, решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". Данным решением утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень).
В связи с вышеизложенным для правильной классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС можно рекомендовать обратиться к дополнительным источникам информации. Таковыми являются:
– пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4 "О пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза");
– постановление ГТК Республики Беларусь от 16.11.2007 № 110 "О применении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза";
– предварительные решения о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, принятые таможенными органами (данные решения размещены на официальных сайтах ГТК Республики Беларусь и ЕЭК).
Для исключения негативных последствий неверной классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС организации вправе обратиться в Минскую центральную таможню за получением предварительного решения
Минская центральная таможня является единственным таможенным органом в нашей республике, уполномоченным принимать предварительное решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (220137, г. Минск, ул. Холмогорская, 57, либо 220007, г. Минск, ул. Могилевская, 45, к. 3).
Право выдачи таких решений предоставлено таможенным органам ст. 52 ТК ТС, а порядок их получения регулируется ст. 54–57 ТК ТС, постановлением ГТК Республики Беларусь от 18.08.2006 № 64 "О некоторых вопросах заполнения предварительного решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь".
Для получения рассматриваемого решения заинтересованное лицо должно подать в Минскую центральную таможню заявление о принятии предварительного решения по классификации товаров. Обязательной формы такого заявления законодательством не установлено. Однако следует иметь в виду, что такое заявление должно обязательно содержать полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические, коммерческие характеристики товаров и иную информацию, позволяющую однозначно классифицировать товары. При необходимости представляются фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий, пробы и образцы товаров и другие документы для принятия предварительного решения.
Справочно: если представленных сведений недостаточно для принятия предварительного решения, таможенный орган уведомляет заявителя о необходимости представления дополнительной информации. Срок ее представления – 60 календарных дней со дня письменного уведомления заявителя. В случае непредставления в указанный срок информации заявление о принятии предварительного решения отклоняется.
Минская центральная таможня рассматривает поступившие заявление и документы в срок, не превышающий 90 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения. Течение такого срока может быть приостановлено только в случае запроса дополнительной информации (см. выше) и возобновляется со дня получения таможенным органом последнего документа, содержащего запрашиваемые сведения.
Предварительное решение выдается по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 "О формах таможенных документов". За его получение необходимо уплатить соответствующий таможенный сбор. Размер такого сбора установлен Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах" и составляет 120 евро (в эквиваленте) за 1 решение. При этом платежный документ представлять заранее (при подаче заявления) не требуется. Уплата подтверждается при получении решения.
Указанный сбор уплачивают в белорусских рублях. При его расчете применяется официальный курс белорусского рубля к иностранным валютам на дату уплаты сбора. При его уплате в безналичном порядке денежные средства перечисляются на единый счет 3600920000008, открытый Минфину Республики Беларусь в белорусских рублях в Нацбанке Республики Беларусь (код банка 153005042).
Важно! Предварительное решение действует в течение 3 лет со дня его принятия. Причем только в отношении товара, сведения о котором указаны в таком решении. Однако это не исключает возможность использования предварительного решения при декларировании товаров, ввозимых по разным договорам.
Информацию об уже принятых предварительных решениях о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, а также разъяснения Комиссии Таможенного союза по классификации товаров можно найти на официальном сайте ЕЭК или ГТК Республики Беларусь.
Справочно: таможенный орган может принять решение о прекращении действия, изменении или отзыве принятого предварительного решения. Такое решение принимается, если установлено, что заявитель для принятия предварительного решения представил подложные документы, недостоверные и (или) неполные сведения. Изменение предварительного решения производится в случаях выявления таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения; принятия таможенными органами решений или разъяснений по классификации отдельных видов товаров. Предварительное решение отзывается в случаях:
– внесения изменений в ТН ВЭД ЕАЭС, влияющих на классификацию товаров, в отношении которых принято предварительное решение;
– принятия Всемирной таможенной организацией решений по классификации товаров, применяемых государствами – членами Таможенного союза;
– принятия Комиссией Таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров.
Можно получить решение о классификации по ТН ВЭД ЕАЭС товара, ввозимого в несобранном или разобранном виде
Еще одним видом решений о классификации по ТН ВЭД ЕАЭС, принимаемых таможенными органами, является решение таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде. Это касается товаров групп 84, 85 и 90 ТН ВЭД ТС в несобранном или разобранном виде |*|.
* Особенности применения решений таможенного органа по классификации товара, в т.ч. в несобранном или разобранном виде, доступны для всех читателей GB.BY
Справочно: группа 84 – реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части;
группа 85 – электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности;
группа 90 – инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности.
Дело в том, что на практике нередки ситуации, когда товары указанных групп (оборудование) поставляются из-за рубежа в силу размеров, стоимости и особенностей монтажа в разобранном виде частями в несколько этапов (несколькими партиями). Основным правилом интерпретации 2а и примечаниями к разд. XVI ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрена возможность классификации товаров, поставляемых в республику в виде отдельных компонентов в течение определенного периода времени, "единым" кодом ТН ВЭД ТС.
Зачастую это не только проще, но и выгодно, так как в большинстве случаев на готовое оборудование установлена ставка ввозной таможенной пошлины ниже, чем на части к нему.
Процедурные вопросы такой классификации регулируются ст. 79–82 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".
Существуют 2 возможных варианта декларирования рассматриваемых товаров:
1) поэтапная поставка, накопление поступающих партий товаров на складе временного хранения или таможенном складе и последующее декларирование таких товаров как одного товара с классификацией по коду, предусмотренному ТН ВЭД ЕЭАС для такого товара;
2) получение решения таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде, поэтапная поставка и декларирование таких товаров как одного товара с классификацией по коду, предусмотренному ТН ВЭД ЕАЭС для такого товара, без накопления на складе временного хранения или таможенном складе.
Установлено, что товар (включая комбинацию товаров) групп 84, 85 или 90 ТН ВЭД ЕАЭС, за исключением товара, в отношении которого установлена специфическая или комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины, в несобранном или разобранном виде, ввоз которого в Республику Беларусь предполагается различными товарными партиями в течение периода времени, превышающего 10 календарных дней, может в соответствии с правилами классификации товаров классифицироваться единым кодом по ТН ВЭД ЕЭАС. Для этого необходимо одновременное выполнение следующих условий:
– наличие решения таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде. Это не обязательно, если отдельные компоненты товара ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в Республике Беларусь отдельными партиями, находятся на временном хранении или хранятся в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада;
– таможенное декларирование товара одному таможенному органу одним декларантом в рамках одной внешнеэкономической сделки.
Справочно: для иных товаров (иных, чем товары групп 84, 85, 90 ТН ВЭД ЕАЭС) предусмотрена также возможность их классификации кодом готового товара, причем как при ввозе, так и при вывозе. Для реализации изложенного необходимо следующее:
– таможенное декларирование товара должно осуществляться одному таможенному органу одним декларантом в рамках одной внешнеэкономической сделки;
– заранее (до подачи таможенной декларации в отношении первой партии) должно быть представлено в таможенный орган письменное уведомление о планируемых поставках, содержащее сведения о декларанте, сроках поставки товара, таможенной процедуре, под которую будет помещаться товар, а также описание товара и входящих в него компонентов с указанием их количества и кодов по ТН ВЭД ЕАЭС.
За получением решения таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде необходимо обращаться в таможню, в которой будет производиться декларирование товаров. Заявление должно содержать:
– сведения о лице, правомочном выступать в качестве декларанта товара;
– сведения о товаре (наименование, перечень компонентов товара);
– срок поставки товара;
– наименование таможенного органа, в регионе деятельности которого будет осуществляться таможенное декларирование товара;
– сведения о таможенной процедуре, под которую будет помещен товар.
Справочно: подача заявления должна сопровождаться следующими документами:
– документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки в отношении товара;
– учредительные документы заявителя или изменения, внесенные в такие документы, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, в случае ввоза компонентов товара в качестве вклада в уставный фонд организации;
– перечень компонентов товара (в виде таблицы) на бумажном и электронном носителях, в котором указываются: наименования компонентов, в т.ч. частей, составляющих отдельный компонент товара; коды компонентов товара по ТН ВЭД ЕАЭС; количество или вес компонентов, в т.ч. частей, составляющих отдельный компонент товара, в единицах измерения, применяемых в ТН ВЭД ЕАЭС;
– описание отдельных компонентов товара с указанием назначения, выполняемых функций, принципа действия, материала, из которого они изготовлены;
– сборочный (монтажный) чертеж (схема).
Срок рассмотрения вышеуказанного заявления не может превышать 30 календарных дней, но такой срок приостанавливается при запросе таможней дополнительных документов и сведений. Сбор за получение такого решения не взимается.