В организации началась внеплановая проверка. Директор в этот день отсутствовал – уехал в командировку в другой город. Проверяющие вручили предписание на проведение проверки главному бухгалтеру и потребовали его подписать. Главный бухгалтер отказался подписывать предписание.
Кто прав в данной ситуации: главный бухгалтер или проверяющие?
Главный бухгалтер, если он не уполномочен представлять интересы организации.
Одним из документов, обеспечивающих право доступа проверяющего на территорию проверяемого субъекта и право начала проверки, является предписание на проведение проверки. При этом проверка считается начатой после того, как предписание предъявлено представителю проверяемого субъекта. Таковым является:
– руководитель организации (ее обособленного подразделения);
– работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять
интересы проверяемого субъекта (п. 2 гл. 1 Положения № 510*) |*|.
___________________
* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение № 510 и Указ № 510).
* Изменения, произошедшие с 1 января 2018 г. в сфере проверок
Справочно: при проведении внеплановой оперативной тематической проверки представителями проверяемого субъекта являются лица, принимающие участие в совершении проверяемым субъектом хозяйственных и иных операций.
Из приведенной нормы видно, что предписание на проверку должно быть вручено не просто работнику организации, а работнику, который уполномочен представлять интересы организации в ходе проверки на основании доверенности или приказа. А потому при отсутствии приказа о праве представлять организацию при проведении проверок, при отсутствии в должностной инструкции или контракте о приеме на работу такого права главный бухгалтер не является тем уполномоченным лицом, которому вручается предписание.
Однако проверяющие в предписании могут учинить запись, что от получения предписания уполномоченные лица отказались, заверить запись подписями понятых и начать проводить проверку. Грамотное решение этой проблемы следующее: главный бухгалтер должен документально зафиксировать факт попытки вручения предписания ненадлежащему лицу.
Для этого можно сделать на предписании запись: «Мне (Ф.И.О., должность) предъявлено предписание о проведении проверки, от ознакомления с которым я отказываюсь, так как я не являюсь руководителем или уполномоченным лицом. Предъявлять предписание о проведении проверки уполномоченному лицу проверяющие отказываются. Дата, подпись».
Также необходимо снять для себя копию предписания, так как копия предписания не вручается организации |*|.
Организация включена в план выборочных проверок. Проверяющие сообщили дату, когда они придут. Однако директор организации на начало проверки будет отсутствовать, так как у него запланирована встреча с иностранными партнерами за пределами страны с целью заключения внешнеторговых договоров. В связи с этим он попросил главного бухгалтера принять проверяющих.
Обязан ли руководитель организации присутствовать при начале проверки?
Нет, при выполнении определенных действий.
План выборочных проверок размещается на официальном сайте Комитета госконтроля либо его органов в Интернете соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки (п. 21 Положения № 510).
О назначении выборочной проверки организация письменно уведомляется не позднее чем за 10 рабочих дней до начала проверки.
Справочно: уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления.
Представителем организации при проверке является либо руководитель организации, либо любой работник или иное лицо, уполномоченные представлять интересы организации при проведении проверки.
Поэтому руководитель может и не присутствовать при начале проверки, но он должен выдать доверенность другому сотруднику (в нашем случае – главному бухгалтеру) либо издать приказ о предоставлении ему права представлять интересы организации при проверке.
Если руководитель не позаботился об этом, а лишь устно попросил главного бухгалтера принять проверяющих, то у главбуха нет законных оснований получать предписание о проведении проверки и расписываться в нем.
А с учетом того что о проведении проверки директор знал заранее и не обеспечил возможность начала проверки в установленный срок, к нему может быть применена административная ответственность по ст. 23.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Справочно: воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа (организации) в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин.
Директора и главного бухгалтера вызвали в налоговый орган для подписания акта проверки. Они ознакомились с актом проверки и отказались его подписывать, поскольку считают, что в акте изложены нормы, которые не урегулированы полностью законодательством и поэтому должны трактоваться в пользу проверяемых.
Правомерны ли действия директора и главного бухгалтера?
Не совсем правильно ставить вопрос, правомерен отказ от подписания акта или нет, так как это право, а не обязанность.
Заставлять подписывать акт никто не будет. Так, в п. 66 Положения № 510 указано, что акт (справка) проверки подписывается проверяющим (руководителем проверки), а также:
– руководителем проверяемого субъекта, при его отсутствии – иным представителем проверяемого субъекта;
– лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций).
Если директор и главный бухгалтер отказываются подписать акт, они должны об этом заявить проверяющим. В таком случае проверяющие в акте делают соответствующую отметку и акт проверки направляется организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (п. 69 Положения № 510).
Однако надо помнить, что датой составления акта проверки является дата подписания акта проверяющим (руководителем проверки), а не указанными лицами организации. А потому их отказ от подписания акта ни на что не влияет.
Вот почему, наверное, будет более правильным и грамотным не отказываться от подписания акта, а расписаться с указанием даты ознакомления и в случае несогласия так и написать напротив своей подписи: «С актом не согласен, возражения представим письменно».
Надо отметить, что и в случае отказа от подписания акта организация не теряет право письменно изложить мотивы отказа от подписания акта.
У директора организации и главного бухгалтера разные точки зрения по акту проверки:
– директор согласен с доводами проверяющих и отказывается от имени предприятия обжаловать акт проверки;
– главный бухгалтер считает, что проверяющие не правы и акт проверки надо обязательно обжаловать, тем более что в акте проверки сделан вывод о том, что виновным лицом по выявленным нарушениям является главный бухгалтер.
Как поступить главному бухгалтеру в создавшейся ситуации?
Обжаловать решение по акту проверки.
Как известно, при наличии возражений по акту проверки проверяемый субъект или его представитель:
– делает об этом запись перед своей подписью;
– не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта представляет в письменном виде возражения по его содержанию.
Возражения представляются в тот контролирующий орган, который проводил проверку.
Каждое лицо имеет право обжаловать решения налоговых органов, в т.ч. требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что такие решения или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы (ст. 85 НК* и п. 78 Положения № 510).
______________________
* Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Таким образом, право обжалования предоставлено не только директору организации, который подает жалобу от имени организации, но и иным представителям организации, чьи права затрагиваются результатами проверки. Причем этим правом могут воспользоваться как действующие специалисты организации, так и бывшие.
Руководитель организации подписал акт проверки и не поставил в известность об этом главного бухгалтера. О наличии акта главный бухгалтер узнал уже по истечении 15 рабочих дней с даты подписания акта, т.е. по истечении пропуска срока на обжалование.
Что делать, если сроки на обжалование истекли?
Главный бухгалтер имеет право подать свои возражения на акт проверки даже по истечении 15 дней, но до вынесения решения по акту проверки, потому что в случае наличия решения по акту проверки нет необходимости обжаловать акт, а надо уже обжаловать итоговый документ – решение.
При обжаловании выводов акта проверки по истечении 15 рабочих дней в жалобе в обязательном порядке необходимо:
– указать причину, по которой возражения представляются после установленного для этого срока;
– просить признать причину пропуска срока уважительной;
– просить восстановить пропущенный срок и принять возражения к рассмотрению.
Представляется, что контролирующий орган должен принять к рассмотрению такие возражения и рассмотреть их по существу. Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки), и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется заявителю.
Если проверяющие возвратили без рассмотрения возражения главного бухгалтера на акт проверки в связи с пропуском срока, то главный бухгалтер не лишен права подать жалобу на решение по акту проверки либо в вышестоящий орган, либо в экономический суд.
Надо помнить, что жалоба на решение налогового (иного контролирующего) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в экономический суд в течение года со дня его вынесения (их совершения).
Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит |*|.