Исключаем ошибки при размещении рекламы в Интернете
Исходя из норм национального законодательства в социальных сетях можно рекламировать товары, услуги, работы, магазины, иные объекты торговли, но нельзя осуществлять розничную продажу товаров, выполнять работы и оказывать услуги на территории Республики Беларусь с использованием социальных сетей.
Поясним это.
В Республике Беларусь организация вправе осуществлять розничную торговлю с использованием Интернета только:
– через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь;
– с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (п. 3 ст. 19 Закона о торговле*).
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон о торговле).
Справочно: указанные требования основаны на нормах п. 2 Указа № 60*.
Так, деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к Интернету, осуществляют юридические лица, их филиалы и представительства, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента Интернета, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке.
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее – Указ № 60).
Иными словами, сайт интернет-магазина может быть зарегистрирован только в доменных зонах .бел или .by.
Интернет-магазин позволяет осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (п. 8 ст. 1 Закона о торговле). Такой вид торговли относится к торговле по образцам и может осуществляться путем предоставления описаний товаров, распространяемых в Интернете через интернет-магазин (подп. 1.2.5 п. 1 постановления Минторга Республики Беларусь от 26.06.2014 № 24 «О классификации форм розничной торговли»).
Если же потребитель получает на сайте информацию рекламного характера о товаре или о продавце товара, а заказать или приобрести товар не может, то тогда такая деятельность продавца не относится к торговле через интернет-магазин, а будет рассматриваться как рекламная.
Рекламная деятельность – это деятельность организации по выполнению работ по проектированию, производству рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению), а реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (ст. 2 Закона о рекламе*) |*|.
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе».
Специальных норм, регулирующих в Республике Беларусь размещение (распространение) рекламы в Интернете, включая ее размещение в социальных сетях, нет. Поэтому интернет-реклама должна соответствовать всем требованиям Закона о рекламе.
Так, мероприятие будет являться рекламным при наличии в совокупности следующих признаков рекламы:
– содержит информацию об объекте рекламирования;
– проводится в любой форме с помощью любых средств;
– направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке и т.п.
Поскольку в статье мы говорим о рекламе, размещаемой в социальных сетях, зарегистрированных на территории иностранных государств, то при выплате им вознаграждения у белорусской организации возникают налоговые обязательства по налогу на доходы и НДС.
Удерживаем налог на доходы
Доходы, полученные иностранными организациями от источников в Республике Беларусь за оказание услуг по рекламе, – объект обложения налогом на доходы (подп. 1.12.10 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса; далее – НК).
Понятие рекламных услуг в гл. 15 НК отсутствует, поэтому следует руководствоваться теми определениями, которые содержатся в Законе о рекламе. Чаще всего в социальных сетях оказываются те услуги, которые относятся к размещению, распространению рекламы.
Налоговой базой в таких случаях является общая сумма доходов, причитающихся иностранной организации, без вычета затрат, понесенных такой организацией (подп. 1.3 п. 1 ст. 147 НК). Ставка налога на доходы по этому виду дохода – 15 % (ст. 149 НК).
Исчисленную сумму налога на доходы следует удержать заказчику – белорусской организации из средств, причитающихся иностранной организации. Он также должен представить в белорусский налоговый орган декларацию по этому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения обязательств по уплате налога на доходы, и уплатить налог не позднее 22-го числа этого же месяца (п. 1; части первая, третья п. 5 ст. 150 НК).
Дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа). Такой датой для данного вида дохода признается наиболее ранняя из следующих дат (п. 1, подп. 2.1, 2.3 п. 2 ст. 148 НК):
– дата отражения в бухгалтерском учете заказчика факта оказания услуг;
– дата выплаты дохода иностранной организации.
Налоговым периодом налога на доходы признается календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы (п. 1 ст. 150 НК).
Как правило, оказанию рекламных услуг в Интернете предшествует оплата за эти услуги. Поэтому датой возникновения обязательств по уплате налога на доходы в данном случае является дата выплаты дохода иностранной организации.
При налогообложении доходов иностранной компании также следует руководствоваться положениями международных соглашений, заключенных Республикой Беларусь: если иное предусмотрено международными соглашениями, то применяются нормы этих соглашений (п. 2 ст. 5 НК).
Доходы иностранной организации от оказания ею рекламных услуг следует рассматривать в рамках статьи соглашений «Прибыль от предпринимательской (коммерческой) деятельности». Согласно этой статье прибыль, начисляемая иностранной компании, будет подлежать налогообложению в Республике Беларусь лишь в том случае, если она получена от осуществления ею предпринимательской деятельности через постоянное представительство в Беларуси. Однако при оказании рекламных услуг посредством Интернета постоянного представительства в Республике Беларусь у нерезидента не возникает. Следовательно, эти доходы освобождаются от налогообложения в Беларуси.
Порядок применения международных соглашений установлен в ст. 151 НК и Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42.
Иностранная организация, являющаяся владельцем дохода, или ее налоговый агент представляют в белорусский налоговый орган подтверждение о наличии постоянного местонахождения в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, заверенное компетентным органом этого государства |*|.
Уплачиваем НДС
При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, которые не осуществляют деятельность на территории республики через постоянное представительство и не состоят в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в белорусских налоговых органах организации, приобретающие данные услуги (п. 1 ст. 92 НК).
Для того чтобы определить, нужно ли исчислять НДС в конкретной ситуации, следует определять место реализации приобретаемых белорусской организацией услуг.
Таким местом по рекламным услугам признается территория Республики Беларусь. Это не зависит от того, в каком государстве зарегистрирована иностранная организация, оказывающая услуги (абз. 4 части третьей подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК, абз. 2 части первой подп. 4 п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о ЕАЭС) (далее – Протокол)).
Для целей исчисления НДС понятие рекламных услуг содержится в абз. 10 п. 3 ст. 33 НК и абз. 18 п. 2 Протокола.
Поскольку рекламные услуги подлежат обложению НДС в Беларуси, то белорусской организации следует исчислить НДС при приобретении этих услуг независимо от того, является ли она плательщиком НДС по своей деятельности (п. 8 ст. 103 НК).
Налоговая база НДС определяется как стоимость этих услуг при совершении каждой операции по реализации услуг с учетом положений гл. 12 НК (части первая и вторая п. 12 ст. 98 НК).
Моментом фактической реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями признается день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих услуг (часть первая п. 5 ст. 100 НК).
Ставка НДС при налогообложении рекламных услуг – 20 % (подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК).
Исчисленную и уплаченную в бюджет Республики Беларусь сумму НДС белорусская организация вправе принять к вычету в отчетном периоде, следующем за периодом ее исчисления.
В абз. 3 п. 5-1 ст. 107 НК указано, что налоговые вычеты производятся при приобретении плательщиком на территории Республики Беларусь услуг у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основании ЭСЧФ, созданных плательщиком в соответствии с абз. 2 части четвертой п. 8 ст. 106-1 НК.
Основанием для вычета является ЭСЧФ, составленный в порядке, установленном для вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении услуг (подп. 2.3, абз. 3 п. 5-1, п. 14-1 ст. 107 НК).
ЭСЧФ составляет белорусская организация и направляет на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится момент фактической реализации этой услуги (абз. 3 подп. 2.4 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении»).
Если же белорусская организация, приобретающая рекламные услуги в социальных сетях у иностранной организации, применяет УСН без уплаты НДС, то она суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении этих услуг у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относит на увеличение стоимости услуг (п. 7 ст. 106 НК). Она также создает ЭСЧФ на оборот по приобретению рекламных услуг у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь. В отношении сумм НДС, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством при приобретении (ввозе) объектов, предусмотрено указание в ЭСЧФ признака управления вычетами «Не подлежит вычету».
Налоговую декларацию по НДС плательщики представляют в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а НДС уплачивается не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пп. 2, 3 ст. 108 НК) |*|.
* Вопрос о регистрации доменного имени за рубежом и исчислении НДС и налога на доходы