Нормы расхода топлива для целей налогообложения
Ранее было установлено, что к затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:
– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 НК ).
К нормируемым затратам относятся в т.ч. затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.
При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, определенных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не предусмотрено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными (подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК ).
С 1 января 2020 г. в состав нормируемых затрат включаются затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных:
– руководителем организации самостоятельно;
– путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (п. 6 Указа № 503 [2]).
Комментарий
Для целей налогообложения прибыли отслеживать 6-месячный срок для применения норм расхода топлива, установленных руководителем организации, предусмотренный в Инструкции № 141 [3], не нужно.
Возможные повышения, понижения норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации может определять руководитель организации. Применять для целей налогообложения прибыли повышения и понижения норм расхода топлива, предусмотренные в Инструкции № 141 , не обязательно. В то же время организация вправе применять предусмотренные в Инструкции № 141 подходы для определения своих норм в различных условиях эксплуатации автомобилей.
Ставки налога на прибыль
С 1 января 2020 г.:
– ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, составляет 25 % (подп. 4.2 п. 4 Указа № 503 );
– для организаций, осуществляющих транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом, ставка налога на прибыль установлена в размере 50 % (п. 1 Указа № 9 [4]).
Налоговые льготы
Ранее было установлено, что освобождается от налогообложения валовая прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности, а также доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом) организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 50 % численности работников в среднем за этот же период (п. 4 ст. 181 НК ).
С 2020 г. льгота по налогам, установленная в п. 4 ст. 181 НК , применяется плательщиками, использующими труд инвалидов, если численность инвалидов у них в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период (абз. 2 п. 5 Указа № 503 ).
Затраты на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий
Затраты на проведение санитарно-противоэпидемических |*|, в т.ч. ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Минздравом, включаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в состав внереализационных расходов (подп. 2.5 п. 2 Указа № 143 [5]).
Минфин и МНС в совместном письме* разъяснили следующее.
__________________
* Письмо Минфина и МНС Республики Беларусь от 27.05.2020 № 5-1-26/119/2-2-10/01128 «О расходах на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий».
По информации Минздрава, в целях применения подп. 2.5 п. 2 Указа № 143 следует руководствоваться СанПиН № 217 [6] и постановлением № 108 [7].
К санитарно-противоэпидемическим мероприятиям, проводимым в период эпидемического подъема заболеваемости инфекцией COVID-19, относятся, в частности, поименованные в СанПиН № 217 следующие мероприятия:
– защита органов дыхания:
медицинских работников в организациях здравоохранения (подп. 42.1.5 и подп. 42.1.6 п. 42);
работников, непосредственно занятых обслуживанием населения в аптеках (подп. 42.2.2 п. 42), на промышленных предприятиях, транспортных организациях, на объектах торговли и общественного питания (подп. 42.2.2 п. 42), в организациях сферы бытового обслуживания населения (коммунальные объекты, почта, банки и др.) (подп. 42.3.7.2 п. 42);
работников в учреждениях образования (подп. 42.3.5 п. 42);
– проведение влажной уборки с применением средств дезинфекции |*|*|, разрешенных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке к применению Минздравом:
** До рекомендаций Минздрава расходы на противоэпидемические мероприятия не уменьшают налог на прибыль
в организациях здравоохранения (подп. 42.1.7 п. 42);
в учреждениях образования (подп. 42.3.4 п. 42);
на промышленных предприятиях, транспортных организациях, на объектах торговли и общественного питания (подп. 42.3.6.1 п. 42);
в организациях сферы бытового обслуживания населения (коммунальные объекты, почта, банки и др.) (подп. 42.3.7.2 п. 42).
Постановлением № 108 [7] определен перечень ограничительных мероприятий. Перечень не является исчерпывающим, и помимо поименованных в нем мероприятий к ограничительным относятся также иные санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию.
По иным санитарно-противоэпидемическим мероприятиям Минздравом изданы рекомендации*. В частности, в них предложено обеспечить проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий в организациях, учреждениях, предприятиях:
_________________
* См. письма Минздрава Республики Беларусь от 13.03.2020 № 7-19/4568 «О профилактике коронавирусной инфекции» и от 04.04.2020 № 7-19/6000 «О проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID-19».
– наличие дозаторов с антисептическими средствами для обработки рук в местах общего пользования (столовые, комнаты приема пищи, туалеты и др.);
– наличие дозаторов с жидким мылом в туалетах;
– наличие запаса жидкого мыла и антисептических средств;
– проведение не менее 1 раза в сутки уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств (в соответствии с рекомендациями производителя по вирулицидному режиму с акцентом на дезинфекцию ручек дверей, поручней, компьютерных клавиатур и мышек, телефонных аппаратов и иных поверхностей);
– обеспечение дезинфекции воздуха в соответствии с рекомендациями производителя оборудования;
– организация расстояния (дистанции) в 1–1,5 м между рабочими местами сотрудников и между посетителями;
– использование сотрудниками медицинских масок для лица;
– использование индивидуальной одноразовой посуды при организации питания сотрудников.
Минздрав определил, что санитарно-противоэпидемические |*|, в т.ч.
* Все ли затраты на защиту от COVID-19 уменьшат налог на прибыль
ограничительные, мероприятия реализуются с момента получения рекомендаций данного министерства. В связи с этим в состав внереализационных расходов включаются затраты на проведение данных мероприятий, реализованных с момента получения рекомендаций Минздрава.
В данном случае отметим, что действие подп. 2.5 п. 2 Указа № 143 распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.
Соответствующие рекомендации Минздрава Республики Беларусь датированы 13 марта 2020 г. (№ 7-19/4568 «О профилактике коронавирусной инфекции») и 4 апреля 2020 г. (№ 7-19/6000 «О проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID-19»).
По мнению автора, остаются открытыми вопросы:
– с какого момента понесенные затраты можно учитывать при налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов?
– каким образом учитывать затраты до момента учета их в составе внереализационных расходов |*|: в составе затрат либо не учитывать при налогообложении прибыли?
Данные вопросы требуют дополнительных официальных разъяснений налоговых органов.
Учет курсовых разниц
В 2020 г. курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, организации (за исключением банков) вправе включать в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 и 175 НК , в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года.
Выбранный организацией порядок налогового учета курсовых разниц отражается в ее учетной политике и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит (подп. 1.1 п. 1 Указа № 504 [8]).
Указ № 143 предусматривает, что выбранный организацией в соответствии с Указом № 504 порядок налогового учета курсовых разниц может быть изменен однократно в течение 2020 г. путем внесения изменения в учетную политику этой организации и будет действовать в течение всего налогового периода (подп. 2.6 п. 2 Указа № 143 ).
Справочно: Указ № 504 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г. В целях применения Указа № 504 к курсовым разницам относятся курсовые разницы, определяемые в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, и включаемые в соответствии с налоговым законодательством в состав внереализационных доходов и (или) расходов (подстрочное примечание к п. 1 Указа № 504 ).
Материальная помощь на оздоровление работникам бюджетных организаций
Ранее было установлено, что единовременная выплата (материальная помощь, пособие) на оздоровление по общему правилу включается в состав прочих нормируемых затрат, совокупный размер которых не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов по аренде (п. 1 ст. 169, абз. 6 подп. 2.1 п. 2, п. 3 ст. 171 НК ).
С 2020 г. единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации (часть вторая п. 6 Указа № 503 ), т.е. без ограничения, предусмотренного п. 3 ст. 171 НК .
Учет затрат на страхование
Организации-страхователи включают в затраты страховые взносы по следующим видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни: страхование имущества юридического лица (в т.ч. товаров, предназначенных для реализации, наземных транспортных средств, воздушных, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река – море) плавания), участвующего в процессе производства и (или) реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также имущества, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг)) (подп. 1.2 п. 1 Указа № 280 [9]). Приведенная норма распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.
Изменения, внесенные Указом № 503 , касаются суммы страховых взносов по добровольному страхованию:
– товаров, предназначенных для реализации;
– имущества, сданного в аренду (лизинг).
Учет при налогообложении прибыли экологического налога за транспортировку нефти, нефтепродуктов
С 1 января 2020 г. суммы экологического налога за транспортировку нефти, нефтепродуктов не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении (абз. 9 п. 3 Указа № 9 ).