Для чего создают дочерние компании за рубежом
Создание дочерних компаний обусловлено различными причинами. Иногда это результат роста бизнеса, который приводит к его закономерному расширению и выходу на зарубежные рынки. В некоторых случаях это попытка перемещения бизнеса в более выгодную, по мнению собственников, юрисдикцию. Нередко причиной создания дочерних компаний в России является упрощение администрирования НДС. Российские покупатели часто не заинтересованы в заключении прямого договора с белорусским поставщиком, поскольку для них возникают определенные риски и сложности при уплате НДС. Белорусские поставщики нашли выход в создании в России дочерних компаний, через которые и осуществляется поставка товаров.
Еще одним примером создания белорусским бизнесом дочерних компаний в России может служить сфера автомобильных перевозок. Получить доступ к рынку транспортных услуг России проще российским компаниям, поэтому многие белорусские перевозчики имеют дочерние структуры в России. При участии в тендерах и государственных закупках российские резиденты также имеют определенные преимущества.
Создание дочерних компаний нередко влечет налоговые риски
Развивая свой бизнес за рубежом, белорусские компании и их собственники очень часто не учитывают, что создание дочерних структур за пределами Беларуси создает для них существенные налоговые риски, связанные с возможным признанием таких дочерних компаний налоговыми резидентами Беларуси, а также риски возникновения постоянного представительства.
Налоговые органы уже обратили внимание на наличие таких рисков и необходимость усиления контроля в данной сфере. В 2018 г. планировалось внесение изменений в ст. 15 «Место нахождения организации» НК-2018 [1] в целях совершенствования правил признания иностранных компаний налоговыми резидентами Беларуси и развития соответствующей практики в Беларуси.
По определенным причинам данные изменения не были приняты, и правила, которые приведены в ст. 16* НК-2019 [2], практически не претерпели изменений. Многие вздохнули с облегчением, хотя на самом деле для большинства подобных компаний риски никуда не исчезли.
___________________
* Статья 16 НК-2019, так же как и ст. 15 НК-2018, определяет место нахождения организации.
Концепция налогового резидентства, которая позволяет признать резидентом Беларуси компанию, зарегистрированную в иностранном государстве, была в НК ранее и сохраняется в настоящее время. Таким образом, формальная возможность для признания иностранной компании налоговым резидентом Беларуси имеется и сегодня. Хотя такая практика и не получила распространения в Беларуси.
! Во многих случаях дочерние компании, создаваемые белорусскими организациями (собственниками бизнеса) за пределами Беларуси, могут быть признаны налогоплательщиками в Беларуси в рамках концепции постоянного представительства.
В отличие от практики признания иностранных компаний налоговыми резидентами Беларуси, практика признания наличия у иностранной компании постоянного представительства уже сформирована и хорошо проработана налоговыми органами. По мнению автора, именно этот вопрос является на сегодняшний день наиболее проблемным и опасным с точки зрения налоговых последствий для белорусских компаний, имеющих дочерние структуры в России и других странах.
Почему же и в каком случае компанию, зарегистрированную за пределами Беларуси, могут признать налоговым резидентом Беларуси, а в каком случае – имеющей постоянное представительство в Беларуси, и к чему это приведет?
Когда иностранная компания может быть признана налоговым резидентом Беларуси?
Любое государство взимает налоги со своих резидентов. Исключение могут составлять лишь оффшорные юрисдикции.
В налоговом праве существуют 2 основных принципа взимания налога на доход: взимание налога с резидентов и взимание налога у источника.
В каком-то смысле принцип налогообложения у источника может быть реализован через концепцию постоянного представительства, хотя данной концепции в некотором роде присущи и черты принципа резидентства.
В Республике Беларусь используются оба принципа. Для целей взимания большинства налогов, в т.ч. налога на прибыль, все организации, зарегистрированные в Беларуси, признаются белорусскими, т.е. имеют статус налоговых резидентов и признаются плательщиками всех налогов.
Место нахождения белорусской организации
Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь. Место нахождения определяется на основании ст. 16 НК-2019, которой предусмотрены следующие правила:
1) по общему правилу местом нахождения организации признается место ее государственной регистрации;
2) при отсутствии (бездействии) организации по месту регистрации местом ее нахождения признается место нахождения высшего органа управления организации (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с учредительными документами);
3) при его отсутствии (бездействии) – место, где осуществляются полномочия ее постоянно действующего исполнительного органа;
4) при отсутствии (бездействии) постоянно действующего исполнительного органа организации место нахождения организации определяется по месту, где принимаются решения по вопросам создания, ликвидации и реорганизации этой организации, изменения состава ее учредителей (участников) и другим существенным вопросам управления организацией, либо по месту, в котором находятся основные бухгалтерские документы организации.
Основная проблема с дочерними компаниями, которые создаются белорусскими организациями (собственниками бизнеса) за пределами Беларуси, заключается в том, что во многих случаях они управляются с территории Беларуси. Высший орган управления такой компанией на практике не действует на территории иностранного государства, решения зачастую принимаются на территории Беларуси головной компанией или же учредителями всех компаний.
В некоторых случаях высший орган управления организации может бездействовать либо не представляется возможным определить место принятия решений этим органом. В такой ситуации в соответствии с НК-2019 местом нахождения организации будет признаваться место, где осуществляет полномочия постоянно действующий исполнительный орган, т.е. руководитель.
Во многих случаях руководитель головной белорусской компании осуществляет полномочия руководителя дочерней компании в России либо ответственным за российский регион может быть назначен его заместитель. В таких случаях иностранная дочерняя компания, текущее управление которой полностью осуществляется с территории Беларуси, может быть признана налоговым резидентом Беларуси.
Зачастую даже нанятый руководитель является номинальным, т.е. реально не выполняет своих функций, не принимает решений и не несет за них ответственность, а действует согласно инструкциям, полученным от головной компании или собственников бизнеса. В таком случае иностранная дочерняя компания также может быть признана налоговым резидентом Беларуси. Признание иностранной дочерней компании налоговым резидентом влечет достаточно серьезные налоговые последствия в Беларуси. В частности, несмотря на то что иностранная компания зарегистрирована в иностранном государстве, она будет обязана уплачивать налоги со всего своего мирового дохода в бюджет Республики Беларусь.
Когда у иностранной компании образуется постоянное представительство в Беларуси?
Налоговые риски существуют и в такой ситуации, когда у иностранной компании имеется действующий на ее территории высший орган управления и (или) исполнительный орган и признать ее налоговым резидентом Беларуси нельзя.
На практике во многих случаях персонал белорусской компании может принимать активное участие в деятельности дочерних иностранных компаний. Это обусловлено тем, что иностранные компании, особенно в России и странах ЕАЭС, могут быть созданы не как полноценные самостоятельные субъекты, а как структуры, призванные решать какие-то узкие вопросы на иностранном рынке. Основная же часть функций сохраняется за головной компанией.
Так, например, чтобы упростить администрирование НДС и выставлять российские счета-фактуры российским покупателям, белорусская организация создает дочернюю организацию в России. Основная часть торговой деятельности осуществляется при этом через белорусский офис с привлечением белорусского персонала. В Россию переносится лишь незначительная часть активов, рисков и функций, связанных с администрированием НДС и, в какой-то части, непосредственно с поставкой товаров.
В таком случае у российской компании будет возникать постоянное представительство в Беларуси, потому что основная деятельность, приносящая доход российской компании, осуществляется на территории Республики Беларусь.
Признаки постоянного представительства иностранной организации
Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признаются:
1) постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь;
2) организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий (ст. 180 НК-2019).
Поэтому даже наличие действующего высшего органа управления в России и директора, реально выполняющего свои функции, не исключает того, что российская компания будет признана имеющей постоянное представительство в Беларуси, если персонал белорусской головной компании или учредители (собственники) группы (если соответствующие функции они не передали белорусской головной компании, а выполняют их самостоятельно) действуют на территории Беларуси в интересах дочерней компании и, например, заключают контракты (согласовывают их существенные условия).
Аналогичные последствия будут возникать и для транспортных компаний, имеющих дочерние компании в России, созданные для упрощения доступа к российскому рынку транспортных услуг. Если договоры перевозок (их существенные условия) заключаются (согласовываются) на территории Беларуси персоналом белорусской компании, такая компания будет считаться постоянным представительством российской дочерней компании.
Сравним налоговые риски
Налоговые риски в случае наличия постоянного представительства могут практически не отличаться от рисков при признании дочерней компании налоговым резидентом Беларуси. Разница состоит в том, что в первом случае в Беларуси подлежит налогообложению часть прибыли, полученная через постоянное представительство, а не весь мировой доход, как во втором случае. В то же время, если рассматривать те случаи, когда дочерняя компания призвана выполнять какие-то узкие функции, например администрирование НДС, а основная часть функций сохраняется за головной компанией, то доля прибыли, приходящейся на иностранную дочернюю компанию, будет достаточно небольшой. Учитывая то, что основные функции, активы и риски сосредоточены в белорусской компании, даже если налогооблагаемая прибыль и будет распределяться между двумя странами, основная часть налоговой нагрузки все же будет относиться к Беларуси.
Соответственно почти вся прибыль, полученная дочерней компанией, будет подлежать налогообложению в Беларуси, так как будет признаваться полученной через постоянное представительство. Налоговые последствия в таком случае практически не будут отличаться от последствий, которые бы возникли при признании дочерней компании налоговым резидентом Беларуси.
Таким образом, создавая дочерние структуры за рубежом для решения каких-то узких задач, упрощения бизнес-процессов, расширения или переноса бизнеса за границу, всегда следует учитывать налоговые риски, которые возникают в этом случае, потому что негативный эффект указанных рисков может оказаться намного больше планируемых экономических выгод.