У организации, имеющей задолженность по ввозному НДС и таможенной пошлине, отсутствуют денежные средства для ее погашения.
Таможенный орган принял решение взыскать задолженность с таможенного представителя организации, который несет вместе с ней солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.
В какие сроки таможенный орган примет меры по взысканию таможенных платежей с таможенного представителя?
По истечении 2 месяцев со дня принятия в отношении организации решения о взыскании таможенных платежей.
Обоснуем наш ответ.
Обязанность по уплате таможенных платежей возлагается на организациюдекларанта (далее – декларант) либо на таможенного представителя, совершающего таможенные операции от ее имени и по ее поручению.
При совершении таможенных операций таможенный представитель несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с декларантом. Исключение – случаи, предусмотренные п. 5 ст. 405 ТК ЕАЭС*.
_____________
* Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
Решение о взыскании, принятое в отношении таможенного представителя, несущего с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, будет направлено ему таможенным органом по истечении 2 месяцев со дня принятия в отношении декларанта решения о взыскании.
Таможенный представитель обязан выполнить требование по уплате в течение 10 рабочих дней со дня получения им решения о взыскании (п. 4 Положения № 406*).
_____________
* Положение о порядке и сроках направления плательщику, а также лицу (лицам), несущему (несущим) с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, порядке и сроках выполнения предусмотренных в этом решении требований, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406 (далее – Положение № 406).
Справочно: решение о взыскании направляется плательщику либо лицу (лицам), несущему (несущим) с таким плательщиком солидарную обязанность |*| по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, заказным почтовым отправлением с уведомлением о получении либо вручается под роспись уполномоченным представителям указанных лиц или плательщику (п. 5 Положения № 406).
Организации за неуплату таможенных платежей начислили пени, которые составили внушительную сумму.
Как законно уменьшить сумму пеней?
Организация может уменьшить размер подлежащих уплате пеней, начисленных на таможенные платежи, в порядке, определенном подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7*, причем самостоятельно.
_____________
* Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).
Указанная норма предусматривает уменьшение в 2 раза суммы пеней, начисленных на таможенные платежи, в случае если организация произведет уплату таких платежей, пеней:
– либо до принятия таможенными органами решения о взыскании сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора или решения по акту таможенной проверки;
– либо до истечения 10 рабочих дней со дня получения организацией указанных решений.
Решение о взыскании направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о получении либо вручается под роспись организации (п. 5 Положения № 406).
Течение срока, определенного периодом времени, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало, а исчисляемого часами, – с часа, следующего за часом наступления события, которым определено его начало (п. 3 ст. 4 ТК ЕАЭС).
Таким образом, организация может определить период, в течение которого она должна произвести уплату таможенных платежей, пеней с целью уменьшения размера пеней, предусмотренного нормой подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7.
Также организация как плательщик может самостоятельно рассчитать сумму пеней на основании п. 4 ст. 55 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) и произвести их уплату, уменьшив полученную сумму в 2 раза.
В случае если уплата пеней будет произведена при выполнении условий, определенных Декретом № 7, в полном объеме, организация вправе подать в таможенный орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы пеней |*|.
Может ли организация, уплатившая пени в размере, уменьшенном в 2 раза в соответствии с подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7, подать ходатайство и получить освобождение от уплаченной суммы пеней в порядке, определенном Указом № 340*?
_____________
* Положение о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 № 340 (далее – Положение № 340 и Указ № 340).
Нет, не может.
Ходатайство должно содержать просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней (абз. 6 части первой п. 2 Положения № 340).
Отметим, что размер пени рассчитывается в соответствии с НК. Положения подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7, касающиеся уменьшения рассчитанного размера пени в 2 раза, подлежат применению непосредственно при уплате таких пеней.
Заявитель не имеет права подать ходатайство в отношении уплаченных (взысканных) пеней (их части) (абз. 2 части третьей п. 3 Положения № 340).
Следовательно, при уплате пеней, в т.ч. с учетом положений подп. 5.3 п. 5 Декрета № 7, организация утрачивает право подать ходатайство в отношении таких пеней.
Когда таможенная задолженность признается безнадежным долгом?
Если принятие мер по взысканию таможенных платежей не может привести к погашению задолженности из-за отсутствия у организации – плательщика таможенных платежей имущества и денежных средств, такая задолженность признается безнадежным долгом.
Обоснуем наш ответ.
Суммы платежей, взимаемых таможенными органами, взыскание которых оказалось невозможным, признаются безнадежными к взысканию и списываются в порядке и по основаниям, которые устанавливаются законодательством государства – члена ЕАЭС, таможенный орган которого осуществлял взыскание этих сумм |*|.
* Порядок отражения штрафов и пеней в бухгалтерском и налоговом учете
Право на определение порядка и оснований для признания платежей, взимаемых таможенными органами, безнадежным долгом и их списание определено ст. 70 и п. 6 ст. 77 ТК ЕАЭС.
Так, в Республике Беларусь порядок признания задолженности безнадежным долгом и ее списания определен Положением № 329*.
_____________
* Положение о порядке признания задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списания, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 № 329 (далее – Положение № 329).
Решение о признании задолженности организации безнадежным долгом и ее списании принимается таможней, осуществляющей взыскание:
– по задолженности по обязательным платежам, образовавшейся в связи со ввозом товаров на территорию Республики Беларусь (кроме задолженности по обязательным платежам, взимаемым налоговыми органами);
– на основании документов, указанных в п. 2 Положения № 329.
После принятия решения таможенный орган производит закрытие соответствующих лицевых счетов организации, если их ведение предусмотрено законодательством, с указанием номера и даты принятия данного решения (п. 7 Положения № 329).
Организация с целью помещения иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов представила банковскую гарантию. Однако таможенный орган отказал в принятии банковской гарантии по причине несоответствия подписей должностных лиц банка на представленной банковской гарантии образцам подписей, имеющимся в таможенном органе.
Правомерен ли такой отказ?
Отказ таможенного органа правомерен.
Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, филиалами банков и структурными подразделениями банков от имени банков, небанковскими кредитнофинансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей (далее – реестр). Указанный реестр ведет ГТК (ст. 110 Закона № 129-З*).
_____________
* Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З).
При включении в реестр банк должен представить в ГТК, в частности, нотариально заверенные карточки с указанием должностей, фамилий, собственных имен, отчеств (при наличии) должностных лиц банка, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, с образцами их подписей и оттиском печати банка в количестве, определяемом ГТК (подп. 4.4 п. 4 ст. 111 Закона № 129-З).
После включения банка в реестр карточки рассылаются ГТК в таможенные органы.
В случае изменения состава должностных лиц, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, банк представляет в ГТК новые карточки с образцами подписей всех должностных лиц, которым предоставлено право подписи на банковской гарантии.
Если банк при смене должностных лиц, имеющих право подписи на банковских гарантиях, своевременно не представит в ГТК обновленные карточки с образцами подписей всех должностных лиц, которым предоставлено право подписи, у таможенных органов есть основания отказать субъектам хозяйствования в принятии банковской гарантии такого банка (подп. 1.2 п. 1 постановления ГТК от 23.04.2014 № 15 «О некоторых вопросах включения в реестр банков и небанковских кредитнофинансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей») |*|.
* Оформление беспроцентной отсрочки уплаты ввозной таможенной пошлины