* Комментарий к Договору доступен для подписчиков электронного "ГБ"
При исчислении НДС нужно правильно определять место реализации
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Как видно, НДС в основном исчисляют и уплачивают при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Но на практике бывают ситуации, когда возникает необходимость в исчислении и уплате НДС при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав. Она появляется, когда:
– продавцом указанных объектов является иностранная организация, не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящая на учете в белорусских налоговых органах;
– приобретение осуществляется на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 92 НК).
То есть местом реализации приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав в данном случае является территория Республики Беларусь.
Справочно: налоговую базу и сумму НДС, подлежащие уплате при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, отражают в стр. 13 разд. I части I налоговой декларации (расчета) по НДС (далее – декларация).
В отношениях между государствами – членами ЕАЭС место реализации работ (услуг), имущественных прав определяют, руководствуясь п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору; далее – Протокол).
Рассмотрим наиболее типичные ситуации, связанные с приобретением товаров (работ, услуг) и исчислением НДС, которые возникают у белорусских организаций.
Ситуация 1. Приобретение у организации – резидента Казахстана услуг по охране товаров, ввозимых с территории Республики Казахстан на территорию Республики Беларусь
Белорусская организация приобретает у налогоплательщика Казахстана услуги по охране товаров, ввозимых с территории Республики Казахстан на территорию Республики Беларусь.
Надо ли организации исчислять НДС в Республике Беларусь?
Не надо.
Местом реализации услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если услуги оказываются налогоплательщиком этого государства – члена ЕАЭС, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 29 разд. IV Протокола (подп. 5 п. 29 Протокола).
Поскольку в подп. 1–4 п. 29 Протокола не предусмотрено определение места реализации услуг по охране, то при оказании таких услуг налогоплательщиком Республики Казахстан местом их реализации не признают территорию Республики Беларусь.
Следовательно, при оказании услуг по охране товаров налогоплательщиком Республики Казахстан местом реализации этих услуг признается территория Республики Казахстан. Поэтому при приобретении услуг по охране ввозимых товаров белорусской организацией НДС в Республике Беларусь не исчисляется |*|.
* Информация об определении места реализации в ЕАЭС при исчислении НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Ситуация 2. Приобретение услуг российской юридической организации
Белорусская организация, не осуществляющая деятельности на территории Российской Федерации, планирует взять кредит у российского банка, осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации. Специализированная российская юридическая организация оказывает услуги по подготовке документов, необходимых для принятия решения российским банком о предоставлении кредита белорусской организации.
Должна ли белорусская организация уплачивать НДС при приобретении этих услуг с учетом того, что они оказаны на территории Российской Федерации?
Должна.
Местом реализации услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если налогоплательщиком этого государства – члена ЕАЭС приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские услуги (подп. 4 п. 29 Протокола).
Юридические услуги – услуги правового характера и включают в себя в т.ч. предоставление консультаций и разъяснений, подготовку и правовую экспертизу документов, представление интересов заказчиков в судах (п. 2 Протокола).
Поскольку юридические услуги, в т.ч. по подготовке юридических документов, необходимых для принятия решения российским банком о предоставлении кредита белорусской организации, приобретает налогоплательщик Республики Беларусь, местом реализации этих услуг признают территорию Республики Беларусь.
Следовательно, при приобретении услуг по подготовке юридических документов, необходимых для принятия решения российским банком о предоставлении кредита, белорусская организация должна исчислить налог, так как местом реализации этих услуг признается территория Республики Беларусь.
Ситуация 3. Приобретение работ у российской организации по разработке программы для ЭВМ
Организация заключает договор на выполнение работ по разработке программы для ЭВМ с организацией – резидентом Российской Федерации, которая не осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
Должен ли белорусский заказчик исчислить НДС в Республике Беларусь при приобретении таких работ?
Должен.
Местом реализации работ признают территорию государства – члена ЕАЭС, если налогоплательщиком этого государства – члена ЕАЭС приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных (подп. 4 п. 29 Протокола).
Поскольку работы по разработке программ для ЭВМ приобретает налогоплательщик Республики Беларусь, то местом реализации таких прав признают территорию Республики Беларусь.
Следовательно, покупатель этих работ должен исчислить НДС в Республике Беларусь в соответствии с п. 1 ст. 92 НК.
Ситуация 4. Аренда земельного участка на территории Российской Федерации
Белорусская организация арендует земельный участок на территории Российской Федерации у российской организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Надо ли арендатору исчислять НДС в Республике Беларусь?
Не надо.
Местом реализации услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства – члена ЕАЭС.
Данные положения применяют также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества (подп. 1 п. 29 Протокола).
Справочно: недвижимое имущество – земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, предприятия как имущественные комплексы (п. 2 Протокола).
В связи с тем что арендуемый объект недвижимости (земельный участок) не расположен на территории Республики Беларусь, арендатор не должен исчислять и уплачивать НДС в Республике Беларусь, так как местом реализации в этом случае является территория Российской Федерации.
Ситуация 5. Приобретение работ по консервации оборудования, находящегося на территории Российской Федерации
Белорусская организация приобретает работы по консервации оборудования, находящегося на территории Российской Федерации. Эти работы выполняет налогоплательщик Российской Федерации.
Надо ли белорусскому заказчику исчислять НДС в Республике Беларусь?
Не надо.
Местом реализации работ признают территорию государства – члена ЕАЭС, если работы связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства – члена ЕАЭС (подп. 2 п. 29 Протокола).
Движимое имущество – вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, транспортным средствам (п. 2 Протокола).
Поскольку производятся работы по консервации оборудования, находящегося на территории Российской Федерации, то местом их реализации не признают территорию Республики Беларусь. Следовательно, заказчику не надо уплачивать НДС на территории Республики Беларусь |*|.
* Информация о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Если бухгалтер допустил ошибки…
1. В случаях неправильного определения места реализации и неправильного исчисления НДС ошибки следует исправить:
– в бухгалтерском учете – на основании гл. 4 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности "Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки", утвержденного постановлением Минфина Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80;
– налоговом учете – руководствуясь нормами п. 8 ст. 63 НК.
2. При обнаружении в декларации, поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок плательщик должен внести изменения и (или) дополнения в декларацию. Декларацию с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляют в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносят изменения и (или) дополнения.
Если в отношении налога, исчисляемого нарастающим итогом с начала налогового периода, неполнота сведений или ошибки обнаружены за отчетный период прошлого налогового периода, то изменения и (или) дополнения отражают в декларации за прошлый налоговый период. При обнаружении неполноты сведений или ошибок за прошлый отчетный период текущего налогового периода изменения и (или) дополнения отражают в декларации, представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода.
При этом корректировке в сторону увеличения (уменьшения) подлежат показатели, отраженные в стр. 13 разд. I части I декларации.
Напомним, что неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).