Период временного неначисления амортизации
Организации вправе принять решение о неначислении амортизации с 1 января по 31 декабря 2016 г. (п. 1 постановления № 110).
Справочно: общий порядок начисления амортизации регулирует Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
При этом если организация принимает решение амортизацию в 2016 г. не начислять, то ей необходимо исходить из периода, равного 12 месяцам. Начисление (неначисление) амортизации в отдельных месяцах данного периода не допускается (письмо Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 04.04.2016 № 18-01-13/2952/15-1-6/282/11-2-08/4043; далее – письмо).
Соответственно свобода организаций в выборе периода неначисления амортизации в 2016 г. ограничена: начисление амортизации по всем объектам должно быть прекращено с 1 января 2016 г., а возобновить ее начисление можно не ранее 1 января 2017 г.
Важно! Принятие решения о возобновлении начисления амортизации ранее 1 января 2017 г. противоречит законодательству.
Если объект основных средств приобретен в 2016 г., то к нему применяют общие требования относительно возможности неначисления амортизации согласно постановлению № 110. То есть такое решение может быть принято организацией при соблюдении норм постановления № 110. При этом период временного неначисления амортизации будет составлять менее 12 месяцев (в зависимости от месяца принятия к учету и ввода в эксплуатацию).
Объекты, по которым предоставлено право не начислять амортизацию
Основное условие неначисления амортизации – использование объекта в предпринимательской деятельности организации.
Исключение составляют основные средства, используемые при оказании жилищнокоммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств (п. 1 постановления № 110).
Следовательно, если объект основных средств или нематериальных активов отнесен организацией к неиспользуемым в предпринимательской деятельности либо используемым при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемым за счет бюджетных средств (независимо от их использования в предпринимательской деятельности), то по нему амортизация должна начисляться в 2016 г. в общеустановленном порядке.
Справочно: разделение амортизируемых объектов на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности исходя из функций объекта относится к функциям комиссии организации по проведению амортизационной политики (далее – комиссия) |*| (п. 2 приложения 1 к Инструкции № 37/18/6).
* Информация о функциях комиссии организации по проведению амортизационной политики доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Ситуация 1. Передача оборудования с целью продвижения на рынке товаров
У организации на балансе учитывается торговое и рекламное оборудование, переданное в безвозмездное пользование организации-ссудополучателю с целью продвижения на рынке товаров, производимых передающей организацией. Объекты продолжают учитываться на балансе организации-ссудодателя.
Возможно ли приостановить начисление амортизации по таким объектам в соответствии с постановлением № 110?
Возможно.
С 1 января по 31 декабря 2016 г. решение о неначислении амортизации может быть принято по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым в предпринимательской деятельности.
Фактически разделение объектов на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности происходит в момент принятия объектов к бухгалтерскому учету в зависимости от предполагаемого назначения использования в данной организации. В дальнейшем при изменении характера использования объекта статус его использования может быть изменен по решению комиссии.
К используемым в предпринимательской деятельности относятся также объекты основных средств, переданные в безвозмездное пользование сторонним организациям для осуществления ими:
– реализации товаров, производимых (продаваемых) передающими такие объекты коммерческими организациями, реализации работ (услуг) данных коммерческих организаций;
– производства товаров (работ, услуг) для данных коммерческих организаций (п. 4 Инструкции № 37/18/6).
В рассматриваемой ситуации организация-ссудодатель передает в безвозмездное пользование организации-ссудополучателю оборудование с целью продвижения и реализации своих товаров. Таким образом, данное оборудование относится к используемому в предпринимательской деятельности передающей организации.
Следовательно, приостановить начисление амортизации в 2016 г. по таким объектам возможно при выполнении всех иных условий, определенных постановлением № 110.
Ситуация 2. Оборудование временно не эксплуатируется, т.е. находится в простое
У организации на балансе учитывается полиграфическое оборудование. С апреля 2016 г. данное оборудование временно не эксплуатируется, т.е. находится в простое, и не участвует в предпринимательской деятельности. Организация приняла решение с 1 января 2016 г. не начислять амортизацию, в т.ч. по данному оборудованию.
Влияет ли нахождение объекта в простое на принятое решение не начислять амортизацию по такому оборудованию в соответствии с постановлением № 110?
Не влияет.
Как было отмечено в ситуации 1, разделение объектов на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности происходит в момент принятия объектов к бухгалтерскому учету комиссией в зависимости от предполагаемого назначения и характера использования в данной организации.
То есть если полиграфическое оборудование предназначено для использования в предпринимательской деятельности организации, то его статус не изменяется в случае временной приостановки фактической эксплуатации – простоя, так как при необходимых производственных и иных условиях его использование возобновится.
Справочно: порядок отражения амортизационных отчислений по объектам, находящимся в простое, зависит от продолжительности простоя:
– до 3 месяцев – амортизационные отчисления включают в затраты на производство или расходы на реализацию;
– свыше 3 месяцев – амортизационные отчисления включают в состав прочих расходов по текущей деятельности |*|.
* Информация о начислении амортизации по основным средствам, находящимся в простое, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Таким образом, нахождение объекта в простое никак не влияет на принятое решение приостановить начисление амортизации в 2016 г.
Продление нормативного срока службы и срока полезного использования
В случае если организация принимает решение не начислять амортизацию в 2016 г., нормативные сроки службы и сроки полезного использования таких объектов продлевают на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации (п. 1 постановления № 110).
Обратите внимание, что продление нормативного срока службы и срока полезного использования является обязанностью, а не правом организации. Данная норма преследует своей целью не допустить одномоментного значительного роста амортизационных отчислений после завершения периода ее неначисления.
Организациям, которые в 2016 г. воспользовались своим правом амортизацию не начислять, с 1 января 2017 г. необходимо будет возобновить ее начисление.
Ситуация 3. Продление нормативного срока службы и срока полезного использования
Нормативный срок службы транспортного средства, участвующего в предпринимательской деятельности, установленный при принятии объекта к учету, равен 7 годам. Амортизация начисляется исходя из срока полезного использования, равного 3,5 года. По данному объекту было принято решение не начислять амортизацию с 1 января по 31 декабря 2016 г.
Обязательно ли с 1 января 2017 г. продлевать нормативный срок службы до 8 лет либо достаточно будет продлить срок полезного использования ввиду того, что именно он выступает в качестве периода начисления амортизации?
Нужно продлить нормативный срок службы и срок полезного использования на 1 год.
Пункт 1 постановления № 110 указывает на то, что на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации, продлеваются как нормативный срок службы, так и срок полезного использования.
Поскольку по объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности, амортизация начисляется исходя из срока полезного использования, то на величину начисляемой амортизации после периода ее временного неначисления окажет влияние именно продление срока полезного использования. Вместе с тем продление нормативного срока службы также необходимо, поскольку это напрямую предусмотрено постановлением № 110.
Соответственно с 1 января 2017 г. нужно будет пересмотреть:
– нормативный срок службы – продлить его на 1 год (поскольку амортизация не начислялась с 1 января по 31 декабря 2016 г.) и установить его равным 8 годам;
– срок полезного использования – продлить его также на 1 год и установить его равным 4,5 года.
Ситуация 4. Расчет диапазона срока полезного использования
Организация в 2016 г. воспользовалась правом неначисления амортизации согласно постановлению № 110 в отношении производственной линии. Нормативный срок службы производственной линии в соответствии с постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 (далее – постановление № 161) составляет 10 лет. Срок полезного использования при принятии объекта к учету равен 5 годам (по нижней границе диапазона, равной 0,5 от нормативного срока). При возобновлении начисления амортизации с 1 января 2017 г. нормативный срок службы будет продлен на 1 год и составит 11 лет.
Как в дальнейшем рассчитывать диапазон срока полезного использования: от нормативного срока службы, установленного постановлением № 161 (т.е. от 10 лет), или с учетом его продления на период неначисления амортизации (т.е. от 11 лет)?
Диапазон составит от 5,5 до 16,5 года.
Нормативный срок службы продлевают на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации (п. 1 постановления № 110). Соответственно такой срок уже будет отличаться от установленного постановлением № 161. В рассматриваемом случае он составит 11 лет (10 + 1).
Срок полезного использования устанавливают в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до 2 знаков после запятой) от нормативного срока службы по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
Следовательно, после пересмотра нормативного срока службы диапазон срока полезного использования также изменится. Его нужно будет рассчитать исходя из нового нормативного срока службы. В рассматриваемом случае новый диапазон срока полезного использования составит от 5,5 до 16,5 года (11 × 0,5 и 11 × 1,5). В дальнейшем в указанном диапазоне будет возможно установить срок полезного использования при его пересмотре в случаях, установленных законодательством |*|.
* Материал «Амортизация как инструмент регулирования финансового результата» доступен для подписчиков электронного «ГБ»
Как согласовать решение о неначислении амортизации
Решения о неначислении амортизации требуют согласования, если их принимают организации, имущество которых находится в государственной собственности, доли (акции) в уставных фондах которых принадлежат Республике Беларусь и административно-территориальным единицам (часть вторая п. 1 постановления № 110).
Согласование производится с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству, другими государственными органами и государственными организациями, в т.ч. местными исполнительными и распорядительными органами.
При этом согласование, указанное в части второй п. 1 постановления № 110, осуществляется в письменной форме в 5-дневный срок со дня представления организациями экономического обоснования необходимости неначисления амортизации, подписанного их руководителями (п. 2 постановления № 110).
Конкретных требований и критериев к форме и содержанию письменных согласований государственными органами управления решений организаций о неначислении в 2016 г. амортизации, отказа в таком согласовании, а также экономических обоснований необходимости неначисления амортизации, представляемых организациями, постановление № 110 не содержит.
Как следует из письма, государственные органы управления вправе самостоятельно определить форму и содержание указанных документов. Согласование решений организаций о неначислении амортизации государственные органы управления осуществляют на основании самостоятельно определенных критериев исходя из финансово-экономической ситуации, сложившейся в конкретной организации.
В случае наличия в уставном фонде организации одновременно республиканской и коммунальной собственности указанное согласование должно быть получено организацией от всех ее участников независимо от доли участия.