Ситуация 1. Увеличение срока полезного использования
Организация при вводе в эксплуатацию машин и оборудования на протяжении многих лет устанавливала срок полезного использования ниже нормативного срока службы, указанного в классификации, утвержденной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161. В 2016 г. перед организацией поставлена задача снизить себестоимость выпускаемой продукции.
Можно ли снизить суммы амортизационных отчислений в 2016 г. путем увеличения срока полезного использования с начала 2016 г.?
Какой максимально возможный срок начисления амортизации можно установить?
Организация имеет право увеличить срок полезного использования с начала 2016 г.
Организации определяют сроки полезного использования |*| объектов основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, сразу после ввода их в эксплуатацию и принятия на бухгалтерский учет на счете 01 «Основные средства».
* Информация об определении остаточного срока полезного использования здания доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Срок полезного использования устанавливают в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов согласно приложению 3 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция).
Для расчета диапазона срока полезного использования нормативный срок службы умножается:
– по зданиям, сооружения, передаточным устройствам и капитальным вложениям в улучшение земель – на 0,8 (для определения наименьшего срока) и на 1,2 (для определения наибольшего срока);
– по остальным объектам основных средств (за исключением основных средств горнодобывающей промышленности) – на 0,5 (для определения наименьшего срока) и на 1,5 (для определения наибольшего срока).
Установленный при вводе в эксплуатацию объекта срок может быть в последующие годы пересмотрен организацией с обязательным отражением в учетной политике возможности пересмотра в следующих случаях:
– с начала года;
– после завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведения технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ;
– в случае проведения переоценки с привлечением оценщика (п. 24 Инструкции).
При пересмотре сроков полезного использования на начало года, когда объект не изменяет своих качественных и количественных показателей, необходимо находиться в границах диапазона. Пересмотр можно проводить как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения сроков.
Пример 1. После пересмотра установлен максимальный срок полезного использования
Нормативный срок службы оборудования – 10 лет, соответствующий диапазон – от 5 до 15 лет. Организация установила срок полезного использования оборудования при вводе его в эксплуатацию в декабре 2011 г. ниже нормативного срока службы – 6 лет. С момента ввода в эксплуатацию до 1 января 2016 г. амортизация по объекту начислялась в течение 4 лет. По состоянию на 1 января 2016 г. остаточный срок полезного использования до пересмотра составляет 2 года (6 лет установленного срока полезного использования минус 4 года срока фактической эксплуатации), или 24 месяца.
Остаточная стоимость оборудования на 1 января 2016 г. составила 14 256 млн. руб.
Если организация не будет проводить пересмотр срока полезного использования с 1 января 2016 г., то ежемесячная сумма амортизационных отчислений оборудования составит: 14 256 млн. руб. / 24 мес. = 594 млн. руб.
При принятии решения о пересмотре с начала 2016 г. срока полезного использования оборудования следует находиться в границах диапазона от 5 до 15 лет. Максимально возможный срок для пересмотра с начала 2016 г. в границах этого диапазона – 15 лет. Если комиссия по амортизационной политике организации установит при пересмотре максимальный срок полезного использования – 15 лет, тогда остаточный срок полезного использования составит 11 лет (за вычетом 4 лет срока фактической эксплуатации), или 132 месяца. Ежемесячные амортизационные отчисления в 2016 г. после продления срока значительно снизятся и составят: 14 256 млн. руб. / 132 мес. = 108 млн. руб.
Увеличение срока полезного использования позволит существенно уменьшить амортизационные отчисления |*|, а следовательно, и себестоимость выпускаемой продукции.
* Информация о том, как правильно начислять амортизацию и устанавливать срок полезного использования основных средств, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Ситуация 2. Продление и пересмотр срока полезного использования
В 2015 г. организация воспользовалась правом не начислять амортизацию по основным средствам по постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16.02.2015 № 102 (далее – постановление № 102). В целях снижения себестоимости в организации принято решение по одним объектам продолжить не начислять амортизацию, а по другим – возобновить начисление амортизации в 2016 г.
Может ли организация в 2016 г., так же как и в 2015 г., прекратить начисление амортизации не на весь год, а только на определенный период?
Может ли организация при возобновлении начисления амортизации в 2016 г. по отдельным объектам одновременно пересмотреть их сроки полезного использования с начала года?
В 2015 г. в соответствии с постановлением № 102 организации имели право не начислять амортизацию по всем (либо отдельным) объектам, используемым в предпринимательской деятельности. При этом организация могла принимать решение о неначислении амортизации в течение всего 2015 г. либо в течение отдельных периодов 2015 г. Например, не начислять амортизацию в январе – июне 2015 г., а с 1 июля 2015 г. – возобновить ее начисление.
При этом нормативные сроки службы и сроки полезного использования таких объектов должны продлеваться на срок, когда амортизация не начислялась.
В 2016 г. организации могут возобновить начисление амортизации либо воспользоваться правом, предоставленным им постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2016 № 110, и не начислять амортизацию второй год подряд.
С экономической точки зрения эта мера является крайней, поскольку основные средства продолжают эксплуатироваться, а остаточная стоимость при этом не уменьшается. В случае выхода объектов из строя их остаточную стоимость придется списывать на убытки. Целесообразнее, по мнению автора, продолжать начисление амортизации основных средств и одновременно применить следующие меры:
– снизить сумму амортизационных отчислений до минимума, увеличив в 2016 г. сроки полезного использования;
– применять в соответствии с п. 25 Инструкции поправочные понижающие коэффициенты к суммам амортизации.
Кроме того, помимо пересмотра сроков амортизации, организации вправе на основании п. 37 Инструкции изменять с начала года способы и методы начисления амортизации основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности. Так, в целях снижения амортизационных отчислений можно применять нелинейный замедленный метод начисления амортизации или перейти на производительный способ.
Следует отметить, что в отличие от 2015 г., по разъяснениям специалистов Минэкономики Республики Беларусь, решение о неначислении амортизации в 2016 г. принимается в целом за весь год, без деления на периоды.
Решение о неначислении амортизации в 2016 г. может быть принято по всем или отдельным объектам основных средств, участвующим в предпринимательской деятельности, за исключением основных средств, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств.
Организации, имущество которых находится в государственной собственности, доли (акции) в уставных фондах которых принадлежат Республике Беларусь и административно-территориальным единицам, согласовывают решения о неначислении амортизации в 2016 г. в вышестоящих органах управления в письменной форме.
Если организация, не начислявшаяся амортизацию в 2015 г., приняла решение возобновить ее начисление в 2016 г., то с 1 января 2016 г. она должна продлить срок полезного использования на этот период. Такое продление срока полезного использования отражается в протоколе комиссии по амортизационной политике. Одновременно организация имеет право, продлив срок амортизации на период ее неначисления, пересмотреть срок полезного использования этих же объектов с начала 2016 г. в соответствии с п. 24 Инструкции.
Пример 2. Продление срока полезного использования и его одновременный пересмотр
По конвейерной линии не начислялась амортизация с июня по декабрь 2015 г. Нормативный срок службы линии – 20 лет, соответствующий ему диапазон срока полезного использования – от 10 до 30 лет. Организация при вводе в эксплуатацию линии в июне 2010 г. установила срок полезного использования – 20 лет.
Возобновляя начисление амортизации с 1 января 2016 г., организация должна продлить срок полезного использования на период, в течение которого амортизация |*| не начислялась в 2015 г., т.е. на 6 месяцев. В протоколе комиссии по амортизационной политике необходимо отразить срок полезного использования с учетом продления – 20 лет и 6 месяцев.
* Информация о том, что амортизация является инструментом регулирования финансового результата, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Одновременно организация принимает решение в соответствии с п. 24 Инструкции о пересмотре срока полезного использования с начала 2016 г. в сторону уменьшения – на 2 года, что также отражается в протоколе комиссии по амортизационной политике.
В итоге с учетом продления и пересмотра срок полезного использования составит:
20 лет + 6 месяцев – 2 года = 18 лет и 6 месяцев (222 месяца).
Остаточный срок полезного использования составит:
18 лет и 6 месяцев – 5 лет и 6 месяцев (срок фактической эксплуатации с июля 2010 г. по декабрь 2015 г.) = 13 лет (156 месяцев).