* Материал о способах и методах начисления амортизации доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Кто может быть в составе комиссии
Для принятия подобных решений в организации создают комиссию из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и других подразделений организации (п. 6 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6; далее – Инструкция № 37/18/6).
В организации разрабатывают положение о комиссии, ее состав утверждает руководитель организации (вышестоящей организации), собственник имущества организации. Результаты работы комиссии оформляют протоколами, где целесообразно отражать результаты заседаний со ссылками на записи в учетной политике организации и соответствующие первичные учетные документы, иные документы, на основании которых принимаются те или иные решения. Протоколы подписывают председатель, секретарь и члены комиссии. Протоколы хранятся в бухгалтерии.
Конкретные форма и содержание положения законодательством не установлены, что связано со спецификой деятельности каждой организации, ее индивидуальной организационной структурой.
Вместе с тем в положении целесообразно закрепить:
1) состав комиссии;
2) перечень ее функций;
3) определение служб (специалистов), принимающих участие в решении конкретных вопросов, ответственных за принятие конкретных решений.
Например, комиссия может быть создана в следующем составе:
1) коммерческий директор, заместитель директора по экономике;
2) главный инженер (технический директор);
3) главный бухгалтер;
4) бухгалтер по учету основных средств;
5) представители отделов: планово-экономического, производственного, технического, главного технолога, главного механика, главного энергетика, капитального строительства, информационных технологий, транспорта, социального развития.
При этом состав комиссии может быть различным в зависимости от наличия тех или иных служб и специфики работы каждой организации. На протяжении периода функционирования комиссии состав членов может обновляться.
Основные функции комиссии при осуществлении амортизационной политики организации
Полный перечень функций комиссии предусмотрен в приложении 1 к Инструкции № 37/18/6. Рассмотрим основные из них более подробно.
1. Выделение из всего состава имущества организации амортизируемого имущества (включая отнесение однотипных объектов к основным и оборотным средствам)
Для целей включения активов организации в состав основных средств либо отнесения их к запасам необходимо руководствоваться критериями, определенными законодательными актами по бухгалтерскому учету.
Справочно: такими законодательными актами являются:
– Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26;
– Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133.
Кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные критерии, определенные учетной политикой организации |*|. Только после отнесения активов к категории основных средств определяется необходимость начисления по ним амортизации в соответствии пп. 12 и 13 Инструкции № 37/18/6, которыми определен перечень амортизируемого имущества, а также виды и группы основных средств, не являющихся объектами начисления амортизации.
* Информация о составлении учетной политики организации на 2015 г. доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Ситуация 1. Амортизация по помещениям, относящимся к историко-культурным ценностям
Торговая организация в мае 2015 г. приобрела несколько помещений на 1-м этаже здания, которое относится к историко-культурным ценностям. Помещения учтены в качестве основных средств, введены в эксплуатацию, используются для осуществления торговой деятельности.
Следует ли начислять амортизацию по указанным помещениям?
Решение о начислении амортизации зданий (отдельных помещений в зданиях), являющихся историко-культурными ценностями, комиссия принимает в зависимости от следующих факторов:
– их использование (неиспользование) в предпринимательской деятельности;
– организационно-правовой статус, сфера деятельности организации (коммерческая, некоммерческая бюджетная, деятельность в сфере культуры).
Объектами начисления амортизации не являются здания, являющиеся памятниками архитектуры и искусства, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, за исключением зданий, используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, кроме зданий, числящихся на балансовых счетах бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры (п. 13 Инструкции № 37/18/6).
Следовательно, по объекту основных средств, отнесенному к историко-культурным ценностям, амортизация не начисляется только бюджетными организациями и некоммерческими организациями сферы культуры. Для всех остальных организаций здания, имеющие статус историко-культурной ценности, являются объектами начисления амортизации при условии их использования в предпринимательской деятельности.
Как следует из ситуации, помещения, находящиеся на учете организации, участвуют непосредственно в ее торговой деятельности и соответственно относятся к используемым в предпринимательской деятельности. Следовательно, несмотря на то что здание имеет статус историко-культурной ценности, комиссия должна принять решение об отнесении приобретенных помещений к амортизируемым объектам.
2. Разделение амортизируемых объектов на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности исходя из функций объектов
Решение об отнесении основных средств к используемым либо неиспользуемым в предпринимательской деятельности комиссия принимает как в момент принятия их к учету в качестве основных средств, так и в дальнейшем в процессе эксплуатации при изменении характера использования.
В настоящее время законодательством не установлены какие-либо обязательные критерии, в соответствии с которыми производится разделение объектов основных средств на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности для целей начисления амортизации.
В данном случае велика роль профессионального суждения членов комиссии: распределение основных средств по указанным критериям комиссия осуществляет самостоятельно при принятии основных средств на бухгалтерский учет в зависимости от предполагаемого на момент приобретения назначения их использования в данной организации. Принимая решение, комиссия руководствуется тем, будут ли основные средства непосредственно участвовать в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или создавать (прямо или косвенно) необходимые условия для производственного процесса.
Например, если организация приобрела и установила в помещении кондиционер, нужно учесть, в каком здании (помещении) он установлен. Если здание (помещение) является объектом, участвующим в предпринимательской деятельности, то и установленный в нем кондиционер также относят к объектам, участвующим в предпринимательской деятельности.
Если использование основного средства прямо или косвенно направлено, например, на стимулирование потока клиентов, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг и в конечном итоге на увеличение объемов оказываемых услуг либо создает необходимые условия для осуществления производственного процесса, выполнения управленческих функций, комиссия может принять решение об отнесении такого объекта к основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности.
К неиспользуемым в предпринимательской деятельности относят основные средства, числящиеся на учете организации, используемые в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, здравоохранении и физической культуре, просвещении (жилые дома с оборудованием и инвентарем, детские сады и ясли и т.п.).
Обратите внимание на нормы об отнесении основных средств, переданных в безвозмездное пользование другим организациям:
1) к используемым в предпринимательской деятельности относятся объекты, переданные в безвозмездное пользование сторонним организациям для осуществления ими:
– реализации товаров, производимых (продаваемых) передающими такие объекты коммерческими организациями, реализации работ (услуг) данных коммерческих организаций;
– производства товаров (работ, услуг) для данных коммерческих организаций;
2) к неиспользуемым в предпринимательской деятельности – в иных случаях (пп. 4 и 5 Инструкции № 37/18/6).
Ситуация 2. Оборудование в простое и начисление амортизации
В 2015 г. организации могут временно не начислять амортизацию по основным средствам и нематериальным активам, используемым ими в предпринимательской деятельности (п. 2 постановления № 102*). В организации несколько единиц производственного оборудования находятся в простое.
__________________________
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.02.2015 № 102 (далее – постановление № 102).
Следует ли комиссии принять решение об отнесении такого оборудования к неиспользуемому в предпринимательской деятельности и возможно ли приостановить начисление по нему амортизации?
Решение об отнесении объекта к используемому либо неиспользуемому в предпринимательской деятельности осуществляется при принятии имущества на бухгалтерский учет в зависимости от предполагаемого назначения его использования в организации. При этом основные средства, используемые в предпринимательской деятельности, могут находиться в эксплуатации, а также временно не эксплуатироваться (находиться в простое, в запасе).
Временное прекращение эксплуатации объекта, предназначенного для использования в предпринимательской деятельности организации, не является основанием для перевода объекта в состав объектов, неиспользуемых в предпринимательской деятельности.
Соответственно производственное оборудование, эксплуатация которого прекращена временно, продолжает относиться к используемому в предпринимательской деятельности и в отношении его возможно применение норм постановления № 102 в 2015 г. |*|
* Комментарий к постановлению № 102 доступен для подписчиков электронного "ГБ"
3. Распределение амортизируемых объектов по видам, группам и позициям на основании классификации амортизируемых основных средств
Несмотря на то что существует достаточно подробный перечень конкретных видов основных средств (постановление № 161*), окончательное решение об отнесении каждого объекта к группам (подгруппам) действующей классификации, присвоении шифра, а также определении нормативного срока службы остается за комиссией.
__________________________
* Постановление Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161).
Значительна роль комиссии при определении нормативных сроков службы по объектам основных средств, не включенным в классификацию амортизируемых основных средств (п. 17 Инструкции № 37/18/6). Ее задача в данном случае – определить наиболее соответствующую техническим характеристикам и функциональному назначению объекта основных средств подгруппу из существующих в постановлении № 161. После выбора соответствующей подгруппы и в случае отсутствия в ней подобного или аналогичного объекта ему может быть присвоен любой отсутствующий в данной подгруппе шифр, который и будет выступать в качестве локального шифра объекта в организации.
Нормативные сроки службы по таким объектам устанавливают на основании технической документации организаций-изготовителей, а при ее отсутствии – путем оценки комиссией технического состояния объекта.
Для решения обозначенных вопросов в обязательном порядке необходимо привлекать к работе комиссии специалистов технических, производственно-технологических и иных служб организации, которые осуществляют непосредственную эксплуатацию и обслуживание объектов основных средств, принимаемых к учету.
Ситуация 3. Присвоение шифра классификации основных средств вывеске и билборду
В организации на балансе числятся вывеска с наименованием организации, расположенная на фасаде здания, а также билборд (крупноформатный рекламный щит, установленный на улице).
Какой шифр необходимо присвоить данным объектам в соответствии с постановлением № 161? Следует ли относить их к гр. 2 "Сооружения"?
Постановление № 161 утверждает нормативные сроки службы, соответствующие каждому из видов основных средств, но не регулирует подходы по отнесению объектов основных средств к тому или иному виду. Данный документ также не содержит трактовки таких понятий, как "здания", "сооружения", "капитальные строения", "инвентарь" и т.п.
Классификация объектов основных средств по видам (группам) должна осуществляться комиссией, прежде всего, с учетом критериев и подходов по классификации имущества, содержащихся в специальных, в т.ч. технических нормативных правовых актах (технических регламентах, кодексах установившейся практики и т.п.).
Справочно: к техническим нормативным правовым актам относятся:
– Общегосударственный классификатор Республики Беларусь "Основные средства и нематериальные активы", утвержденный постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 27.09.2002 № 48 (далее – Общегосударственный классификатор);
– Инструкция о порядке проведения технической инвентаризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений, утвержденная постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 28.07.2004 № 39 (далее – Инструкция № 39);
– постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748, которым утвержден Технический регламент Республики Беларусь "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" (ТР 2009/013/BY).
Заметим, что постановление № 161 содержит аналогичные по наименованию объекты как в гр. 2 "Сооружения" (шифр 20335 "Специальные и рекламные стенды; аншлаги"), так и в гр. 7 "Инвентарь и принадлежности" (шифр 70000 "…стойки афишные и рекламные…").
Чтобы выбрать конкретный шифр, комиссии нужно обратиться к иным нормативным правовым актам, которые содержат критерии отнесения объектов к капитальным строениям либо к инвентарю.
Справочно: к сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций (Общегосударственный классификатор).
Инструкция № 39 определяет сооружение как объемную, плоскостную или линейную наземную, надземную или подземную строительную систему, прочно связанную с землей, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения материалов, изделий, оборудования, для временного пребывания и перемещения людей, грузов и т.д.
К группе "Инвентарь производственный и хозяйственный" относятся:
– производственный инвентарь – предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям;
– хозяйственный инвентарь – предметы конторского и хозяйственного обзаведения, непосредственно неиспользуемые в производственном процессе: часы, предметы противопожарного назначения (кроме насосов и механических пожарных лестниц, относящихся к группе "Машины и оборудование"), спортивный инвентарь и т.п. (Общегосударственный классификатор).
Таким образом, при принятии решения комиссии необходимо оценить наличие у указанных объектов (вывески, билборд) признаков и характеристик капитальных строений (признаков капитальности): возможность их определения как строительной конструкции, прочная связь с землей, невозможность перемещения без нарушения целостности и ущерба и т.п.
В рассматриваемом случае можно предположить, что вывески, расположенные на фасаде здания, такими признаками капитальности не обладают и не являются сложными строительными конструкциями, связанными с землей (смонтированными на отдельном фундаменте). Следовательно, их можно отнести к гр. 7 "Инвентарь и принадлежности" постановления № 161 с присвоением шифра 70000 "…стойки афишные и рекламные…".
Билборд же представляет собой отдельно стоящий крупноформатный рекламный щит, устанавливаемый вне помещения, как правило, прочно связанный с землей.
Таким образом, билборд очевидно обладает характеристиками сооружения и может быть отнесен комиссией к гр. 2 "Сооружения" по шифру 20335 "Специальные и рекламные стенды; аншлаги".
(Продолжение следует.)