Понятие аутсорсинга встречается в некоторых нормативно-правовых актах РБ, однако никакого особого законодательного регулирования подобных взаимоотношений законодательство не содержит.
В связи с отсутствием нормативно-правового регулирования предприятия оформляют подобные сделки с некоторым опасением. Однако большое количество преимуществ аутстаффинга и аутсорсинга берет верх, и вспоминается давно известная истина: "Что не запрещено, то разрешено". В связи с тем что вышеуказанные названия заимствованы из зарубежной лексики, рекомендуем при документальном оформлении использовать формулировку "услуга по предоставлению персонала".
От редакции:
В Трудовом кодексе РБ (далее – ТК) понятие "заемный труд" отсутствует. В соответствии с ТК трудовые отношения носят только 2-сторонний характер, при котором субъектами трудовых правоотношений выступают работник и наниматель, а отношения между работником и организацией-пользователем не являются трудовыми отношениями. Следовательно, отличительной особенностью заемного труда является 3-сторонний характер трудовых отношений: наемный работник – посредник в поиске работы (частное агентство занятости) – наниматель (предприятие-пользователь).
Суть заемного труда заключается в том, что специальная коммерческая фирма, или агентство по занятости, или чаще всего кадровое агентство нанимает в свой штат работников и по заявкам предоставляет их на определенное время работодателю за вознаграждение.
В данной ситуации работник выступает в качестве товара, что противоречит законодательству РБ, согласно которому предметом договора или соглашения могут быть исключительно товары, работы, услуги.
Тем не менее сами схемы привлечения заемного труда достаточно широко используются на практике субъектами хозяйствования.
Гражданский кодекс РБ (далее – ГК) также не содержит определения договора аутстаффинга (или договора по предоставлению персонала), однако он может быть квалифицирован как гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК). Кроме того, такой договор может содержать признаки других договоров и в данном случае будет рассматриваться как смешанный договор (ст. 391 ГК), что допустимо с позиции ГК.
Документальное оформление услуги по предоставлению персонала между заказчиком и исполнителем
Рассмотрим документальное оформление услуг по предоставлению персонала на конкретном примере: частное предприятие "Заря" предоставляет сотрудников ООО "Каскад".
Сторонам необходимо заключить гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг, который будет отличаться от прочих договоров оказания услуг лишь специфическими условиями предоставления работников на определенный срок.
Нанимателем работников будет являться частное предприятие "Заря" по данному договору.
В договоре необходимо указать, что исполнитель (частное предприятие "Заря") несет полную ответственность за выплату предоставленным работникам заработной платы и иных вознаграждений, а также за обеспечение работникам предусмотренных действующим трудовым законодательством социальных и трудовых гарантий и льгот, в т.ч. за компенсацию ущерба в случае трудового увечья и иного повреждения здоровья по вине работодателя, за выплату пособий по государственному, социальному страхованию, за сохранение средней заработной платы на период обучения. Следует также указать, что расчет, начисление и уплату налогов и иных обязательных платежей от заработной платы направляемых работников осуществляет исполнитель.
Можно предусмотреть в договоре возможность замены одного работника другим по требованию заказчика.
К договору по предоставлению персонала рекомендуется оформлять заявку на предоставление персонала, которая направляется заказчиком (ООО "Каскад") исполнителю (частное предприятие "Заря") и подписывается сторонами. На основании заявки исполнитель осуществляет отбор и направление в распоряжение заказчика квалифицированных работников. Заявка может иметь следующий вид:
Заявка на направление работников № 1 от 02.03.2013
Период работы: с 02.04.2013 по 30.04.2013
От редакции:
Для расчета заработной платы работникам необходим табель учета рабочего времени. В рамках договора по предоставлению персонала табель, который может быть оформлен в виде письма-справки об отработанном времени, представляет заказчик. Условия представления данного документа и его форму рекомендуется оговорить в договоре.
Письмо-справка об отработанном времени может иметь следующий вид:
Как видим, и по договору предоставления персонала может иметь место отсутствие работников (в данном случае это Иванов И.И. и Азаров П.П.).
В подобной ситуации целесообразно снизить размер вознаграждения по договору. Если сотрудники согласовали отсутствие со своим нанимателем, то последний должен уведомить заказчика и при необходимости предоставить специалистов на замену. Уведомление может иметь произвольную форму, для указанного примера предлагаем следующее оформление:
Информация об отработанном предоставленными сотрудниками времени необходима и для составления акта выполненных работ (оказанных услуг), который оформляется ежемесячно. Акт должен содержать все необходимые реквизиты первичного документа: наименование, номер, дату и место его составления, наименование услуги, единицу измерения, сумму, должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, их фамилии, инициалы и личные подписи.
В случае если сумма ежемесячного вознаграждения в договоре предоставления персонала не указана, необходимо согласование цены, которое обычно оформляется протоколом согласования цены.
Документальное оформление направления сотрудников у исполнителя
Поручение работы у другого нанимателя либо в другой местности (за исключением служебной командировки) допускается только с письменного согласия работника (ст. 30 ТК). Для получения согласия необходимо оформить уведомление.
После завершения работ составляется приказ на отзыв работников на прежнее место работы.
От редакции:
Ведь договорный характер установления трудовой функции и других условий трудового договора предопределяет возможность их изменения только по взаимному согласию сторон (ст. 19 ТК). Соответствующая норма закреплена в ст. 30 ТК: изменение определенных сторонами условий трудового договора, в т.ч. перевод на другую работу, у другого нанимателя допускается только по соглашению сторон договора, кроме случаев, предусмотренных ТК. Такое соглашение обязательно должно быть заключено в письменной форме.
Отражение в бухгалтерском учете услуги по предоставлению персонала
У заказчика отражение в бухгалтерском учете услуги по предоставлению персонала должно быть следующим:
Д-т 20, 25 и др. – К-т 60 – 20 833 333 руб.
– отражено вознаграждение по договору предоставления персонала;
Д-т 18 – К-т 60 – 4 166 667 руб.
– на сумму НДС по вознаграждению;
Д-т 60 – К-т 51 – 25 000 000 руб.
– отражена оплата вознаграждения исполнителю.
Исполнитель оказание услуги по предоставлению персонала в бухгалтерском учете должен отразить так:
Д-т 62 – К-т 90-1 – 25 000 000 руб.
– отражена выручка по договору о предоставлении персонала;
Д-т 90-4 – К-т 20, 25, 26 – 17 000 000 руб.
– на сумму расходов по предоставлению персонала;
Д-т 90-2 – К-т 68-2 – 4 166 667 руб.
– начислен НДС по оказанным услугам;
Д-т 51 – К-т 62 – 25 000 000 руб.
– поступила оплата от заказчика.
Исполнитель является нанимателем работников, поэтому на нем лежит обязанность по выплате им заработной платы, уплате налогов и платежей из заработной платы, обеспечению социальных гарантий и т.д.
В заключение
Аутсорсинг и аутстаффинг имеют много преимуществ:
– снижение налоговой нагрузки на предприятие, что особенно важно во время экономического кризиса;
– рациональное использование ресурсов предприятия;
– сокращение безработицы, так как в случае затруднительного финансового положения или простоя предприятия работники могут быть задействованы по договору предоставления персонала;
– наличие дополнительных гарантий для работников и заказчика, так как исполнитель по договору аутсорсинга, как правило, дорожит своей репутацией (особенно если аутсорсинг является его основным видом деятельности).
В современных условиях использование аутсорсинга и аутстаффинга предоставляет много возможностей для бизнеса, экономики и общества. И несмотря на отсутствие нормативно-правового регулирования подобных взаимоотношений, не стоит забывать о гибком подходе к управлению предприятием. Важно, не нарушая действующее законодательство, использовать любые возможности оптимизации бизнес-процессов.
Кроме того, упоминание о новой форме взаимоотношений в белорусском законодательстве содержится в постановлении Правления Нацбанка РБ от 18.08.2008 № 115 "Об утверждении концепции развития и применения информационных технологий в банковской системе Республики Беларусь на 2008–2012 годы"; в письмах Нацбанка РБ от 31.12.2008 № 23-14/125; от 26.01.2006 № 23-14/13 (под аутсорсингом понимается привлечение сторонней организации (поставщика услуг) для выполнения отдельных видов работ); в постановлении Минфина РБ от 29.12.2008 № 203 "О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Беларусь по аудиторской деятельности".
Термины "аутстаффинг персонала" и "аустсорсинг персонала" подразумевают услугу в области кадрового менеджмента по выводу персонала за штат компании-заказчика и оформлению его в штат компании-исполнителя.
Отметим, что Международной организацией труда (МОТ) приняты Конвенция от 19.06.1997 № 181 "О частных агентствах занятости" (далее – Конвенция) и Рекомендации от 19.06.1997 № 188 "О частных агентствах занятости", направленные на регулирование деятельности частных агентств занятости. Конвенция в качестве законной услуги такого агентства допускает наем работников с целью предоставления их труда третьим лицам (физическим и юридическим). Конвенция устанавливает допустимые виды заемного труда, обязывает государства предъявлять к частным агентствам занятости довольно жесткие требования, в частности лицензировать их деятельность.
На сегодняшний день Конвенция ратифицирована 23 государствами – членами МОТ (из почти 200 стран-участниц), в т.ч. Уругваем, Суринамом, Панамой, Марокко, которые не являются в достаточной мере социально ориентированными государствами. Республика Беларусь Конвенцию не ратифицировала.
Кроме того, Федерация профсоюзов Беларуси считает необходимым ограничение заемного труда и нецелесообразным инициирование его законодательного регулирования, поскольку его применение ведет к ухудшению условий труда, снижению социальной защищенности работников.
Рекомендации: хотя по причинам экономического характера заемный труд для организаций представляет определенный интерес и запрета на заключение договоров аустсорсинга и аутстаффинга законодательство не содержит, из-за отсутствия его специального правового регулирования, особенно в сфере трудовых отношений, нанимателям следует помнить, что при использовании заемного труда необходимо учитывать требования действующего законодательства РБ.